ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 декабря 2014 г. № 1296

Об утверждении Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы (далее – Государственная программа).

2. Определить:

заказчиками Государственной программы Министерство транспорта и коммуникаций и облисполкомы;

заказчиком – координатором Государственной программы Министерство транспорта и коммуникаций.

3. Облисполкомам в трехмесячный срок разработать и утвердить в установленном порядке региональные программы развития и содержания местных автомобильных дорог на 2015–2019 годы.

4. Заказчикам Государственной программы ежегодно направлять заказчику – координатору Государственной программы до 10 февраля года, следующего за отчетным, информацию о реализации Государственной программы.

5. Заказчику – координатору Государственной программы ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в Совет Министров Республики Беларусь отчет о ходе выполнения Государственной программы с заключениями Министерства экономики и Министерства финансов.

6. Министерству финансов и облисполкомам при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год в установленном порядке предусматривать средства на финансирование мероприятий Государственной программы.

7. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. № 468 «Об утверждении Программы «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 59, 5/22161);

подпункт 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 1406 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 120, 5/34654).

8. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования, за исключением пункта 7, который вступает в силу с 1 января 2015 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
31.12.2014 № 1296

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2015–2019 ГОДЫ

Содержание

Паспорт

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Общие вопросы. Цель и задачи Государственной программы

Раздел II. Принципы реализации Государственной программы

Глава 2. Технико-экономическое обоснование Государственной программы

Глава 3. Механизм реализации Государственной программы

Раздел III. Ресурсное обеспечение Государственной программы

Глава 4. Финансирование Государственной программы

Глава 5. Республиканское дорожное хозяйство

Глава 6. Местное дорожное хозяйство

Глава 7. Материально-техническое обеспечение

Глава 8. Кадровое обеспечение

Раздел IV. Мероприятия Государственной программы

Глава 9. Возведение и реконструкция дорожных объектов

Глава 10. Развитие автомобильных дорог на маршрутах международных транспортных коридоров

Глава 11. Бетонные автомобильные дороги

Глава 12. Ремонт автомобильных дорог

Глава 13. Содержание автомобильных дорог

Глава 14. Повышение безопасности дорожного движения и уровня обустройства дорог

Глава 15. Придорожный сервис

Глава 16. Платные автомобильные дороги

Раздел V. Научное обеспечение и импортоемкость Государственной программы

Глава 17. Научное обеспечение Государственной программы

Глава 18. Использование импортных материалов

Раздел VI. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

Глава 19. Экологические требования к ведению дорожного хозяйства

Глава 20. Рациональное использование природных ресурсов

Раздел VII. Заключительные положения

Глава 21. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

Приложения

ПАСПОРТ

Наименование

Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы (далее – Государственная программа)

Основание для разработки

Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Республікі Беларусь, 1995 г., № 5, ст. 31; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 83, 2/975)

Заказчик-координатор

Министерство транспорта и коммуникаций (далее – Минтранс)

Заказчики

Минтранс, облисполкомы

Срок реализации

2015–2019 годы

Источники финансирования*

республиканский бюджет, местные бюджеты, кредиты банков, внебюджетный централизованный инвестиционный фонд Минтранса, собственные средства дорожных организаций

 

______________________________

* Расчеты выполнены в ценах декабря 2014 г.

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Целью Государственной программы является создание условий для развития национальной экономики, обеспечения экономической безопасности и обороноспособности страны, реализации социальной политики государства и дальнейшего повышения деловой активности населения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, поддержания их на уровне требований стандартов, повышения безопасности дорожного движения, позволяющего удовлетворить общегосударственные, региональные и иные нужды в перевозках грузов и пассажиров. Государственная программа носит целевой характер.

Задачей Государственной программы является улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.

Для выполнения поставленной задачи стратегическими направлениями в период реализации Государственной программы являются:

модернизация автомобильных дорог с повышением их несущей способности до 11,5 тонны на одиночную ось на протяжении не менее 2758 километров;

реконструкция и возведение по параметрам I категории автомобильных дорог, соединяющих г. Минск с областными центрами, и других грузонапряженных участков протяженностью 520,8 километра с доведением их до международных стандартов. Реализация этого направления осуществляется в основном за счет кредитных средств отечественных и зарубежных банков или на основе принципов государственно-частного партнерства;

возведение второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска;

внедрение новой системы содержания дорог на основе государственных стандартов и нормативного метода;

устройство усовершенствованного покрытия на всех (185 километров) гравийных участках республиканских дорог;

реконструкция и капитальный ремонт мостов и путепроводов, в первую очередь находящихся в предаварийном состоянии, с доведением их параметров до требований технических нормативных правовых актов;

внедрение при выполнении дорожных работ новейших технологий, материалов, позволяющих улучшить качество и увеличить срок службы дорожных объектов;

обеспечение экологической безопасности при осуществлении дорожной деятельности;

дальнейшее развитие объектов придорожного сервиса, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства;

введение платы за проезд транспортных средств на республиканских автомобильных дорогах с доведением их протяженности к 2020 году до 1968 километров;

улучшение материально-технической базы организаций республиканского дорожного хозяйства.

Мероприятия по реализации задачи по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния местных автомобильных дорог определяют облисполкомы в региональных программах по развитию и содержанию местных автомобильных дорог, руководствуясь при этом Государственной программой.

Задачи и сводные показатели Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы приведены согласно приложению 1.

РАЗДЕЛ II
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

ГЛАВА 2
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Транспортная сеть в пределах Республики Беларусь образует единый комплекс, где все виды транспорта тесно связаны между собой, дополняя друг друга.

В этом едином комплексе важная роль отводится автомобильным дорогам, оказывающим огромное влияние на социальное и экономическое положение страны. От их состояния и уровня развития непосредственно зависят основные экономические показатели, валовой национальный продукт, уровень цен, доходы государственного бюджета и степень занятости населения. Без надежно работающей, экономичной, безопасной и экологически чистой сети автомобильных дорог, ориентированной на интересы пользователей и экономики республики, невозможны радикальная перестройка экономической и социальной сфер, формирование рыночных отношений в народном хозяйстве.

Эффективность вложения денежных средств в республиканские автомобильные дороги составляет 8,2 рубля на один рубль затрат.

На 1 января 2014 г. Республика Беларусь имеет довольно развитую сеть автомобильных дорог общего пользования. Из их общей протяженности (86,6 тыс. километров) протяженность республиканских дорог составляет 15,7 тыс. километров, местных – 70,9 тыс. километров. Практически все республиканские дороги имеют усовершенствованные покрытия, и только 185 километров дорог являются гравийными. На местных дорогах около 11 тыс. километров вообще не имеют твердых покрытий, являются грунтовыми, проезд по которым при неблагоприятных погодных условиях проблематичен (рис. 1).

 

1_WEB

 

Рис. 1. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования на 1 января 2014 г. (в километрах).

 

Плотность дорожной сети общего пользования составляет 417 километров на 1000 кв. километров территории и является одной из самых высоких среди стран – участниц Содружества Независимых Государств. Однако транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования не в полной мере удовлетворяет потребностям народного хозяйства в автомобильных перевозках.

Протяженность республиканских автомобильных дорог, требующих капитального ремонта, составляет 2494 километра, или 16 процентов от их общей протяженности, текущего ремонта – 4236 километров, или 27 процентов.

Протяженность участков республиканских автомобильных дорог, имеющих ровность (IRI), не соответствующую нормативным требованиям, составляет 3397 километров, на 2293 километрах дорожные покрытия имеют прочность ниже требуемой.

На этих участках водители транспортных средств вынуждены снижать скорость движения, что приводит к экономическим издержкам.

С ограниченной несущей способностью на ось транспортного средства 6 тонн эксплуатируется 1660 километров республиканских дорог.

Из 2230 мостовых сооружений протяженностью 100 тыс. пог. метров на республиканских дорогах не соответствуют нормативным требованиям 706 мостов протяженностью 32 тыс. пог. метров.

Из-за недостаточного финансирования (менее 50 процентов от потребности) Программа «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. № 468 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 59, 5/22161), не выполнена в части ремонта дорог. Менее чем на 50 процентов выполнено за 2006–2013 годы установленное задание по капитальному ремонту республиканских дорог и на 33 процента – местных дорог. По сравнению с 2008 годом в 11 раз сократилась протяженность капитально отремонтированных в 2013 году республиканских дорог и в 8 раз – местных дорог (рис. 2, 3). Аналогичная ситуация и с текущим ремонтом дорожных покрытий.

 

2_WEB

 

Рис. 2. Протяженность капитально отремонтированных республиканских дорог за 2008–2014 годы (в километрах).

 

3_WEB

 

Рис. 3. Протяженность республиканских дорог, отремонтированных по текущему ремонту за 2008–2014 годы (в километрах).

 

В результате не достигнута эффективность реализации Программы «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы. Планировалось достичь хорошего состояния дорог протяженностью 8,6 тыс. километров, фактически улучшено около 4,3 тыс. километров дорог. Предусматривалось к 2015 году отсутствие дорог с неудовлетворительным состоянием, фактически их стало около 3,4 тыс. километров.

При темпах роста автомобильного парка по сравнению с 2008 годом на 12 процентов, росте цен на дорожно-строительные материалы в 5 раз объем финансирования дорожного хозяйства снизился в составе ВВП в 2,7 раза.

Реализация Государственной программы при достаточном финансировании позволит достигнуть динамики изменения основных транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог и искусственных сооружений (ровность, прочность, грузоподъемность и другое).

ГЛАВА 3
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Государственной программы основывается на координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц независимо от форм собственности по вопросам, связанным с реализацией Государственной программы, и базируется на положениях законов Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», о бюджете Республики Беларусь на очередной год, указов Президента Республики Беларусь, утверждающих государственные инвестиционные программы, других нормативных правовых актов.

Организационную деятельность по выполнению Государственной программы в части республиканского дорожного хозяйства осуществляет Минтранс, местного дорожного хозяйства – облисполкомы.

Заказчик – координатор Государственной программы:

осуществляет мониторинг эффективности реализации Государственной программы;

обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств, выделяемых на республиканское дорожное хозяйство;

ежегодно анализирует ход выполнения Государственной программы и в установленном порядке в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 93, 5/29550) представляет в Правительство Республики Беларусь отчет о ее реализации;

готовит при необходимости предложения о внесении изменений и дополнений в Государственную программу.

РАЗДЕЛ III
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

ГЛАВА 4
ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Потребность в финансировании Государственной программы за счет средств, предусмотренных на развитие республиканского и местного дорожного хозяйства, оценивается в объеме 89 251 млрд. рублей в ценах декабря 2014 г., из них за счет средств:

республиканского бюджета – 45 624 млрд. рублей;

кредитов банков Республики Беларусь и иностранных банков – 33 829 млрд. рублей, в том числе иностранных – 24 879 млрд. рублей;

внебюджетного централизованного инвестиционного фонда Минтранса – 25 млрд. рублей;

собственных средств дорожных организаций – 356 млрд. рублей;

местных бюджетов – 9417 млрд. рублей.

ГЛАВА 5
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

В Государственной программе потребность в финансовых средствах на развитие республиканского дорожного хозяйства оценивается на уровне 75 054 млрд. рублей в ценах декабря 2014 г., из них за счет средств:

республиканского бюджета – 40 844 млрд. рублей, в том числе за счет доходов республиканского бюджета от дорожных сборов и плат – 12 462 млрд. рублей*;

кредитов банков Республики Беларусь и иностранных банков – 33 829 млрд. рублей, в том числе иностранных – 24 879 млрд. рублей;

внебюджетного централизованного инвестиционного фонда Минтранса – 25 млрд. рублей;

собственных средств дорожных организаций – 356 млрд. рублей.

______________________________

* В сумму включены средства, полученные за счет:

платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам – 5702 млрд. рублей;

сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования – 1315 млрд. рублей;

платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования – 665 млрд. рублей;

государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении – 4780 млрд. рублей.

Из общего объема средств Государственной программы, предусмотренных на республиканское дорожное хозяйство, планируется направить на:

дорожные работы (содержание, текущий ремонт, капитальный ремонт, реконструкция и возведение автомобильных дорог) – 66 200 млрд. рублей;

научное обеспечение – 71 млрд. рублей;

типовое проектирование – 168 млрд. рублей;

погашение кредитов банков и выплату процентов по ним – 8009 млрд. рублей;

прочие расходы (техническое переоснащение, оплата услуг по взиманию платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Беларусь, содержание учреждения, обеспечивающего эффективную работу системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств) – 606 млрд. рублей.

Из общего объема финансовых средств, предусматриваемых на дорожные работы, планируется направить на:

содержание дорожных объектов – 7929 млрд. рублей;

текущий ремонт дорог, мостов и путепроводов – 7400 млрд. рублей;

капитальный ремонт дорог, мостов и путепроводов – 8900 млрд. рублей;

реконструкцию и возведение дорог, мостов и путепроводов – 41 971 млрд. рублей.

Баланс республиканского бюджета в 2015–2019 годах приведен в таблице 1.

 

Таблица 1

 

(млрд. рублей)

 

Всего
на 2015–2019 годы

В том числе по годам

2015

2016

2017

2018

2019

Расходы – общие расходы бюджета

40 844

3 737

5 967

8 372

10 509

12 259

Доходы – всего

12 843

2 084

2 174

2 751

2 861

2 973

в том числе:

 

 

 

 

 

 

доходы республиканского бюджета от дорожных сборов и плат

12 462

2 023

2 106

2 675

2 777

2 881

внебюджетный централизованный инвестиционный фонд Минтранса и собственные средства дорожных организаций

381

61

68

76

84

92

Дотации из бюджета – всего

28 001

1 653

3 793

5 621

7 648

9 286

в том числе:

 

 

 

 

 

 

на уровне 2015 года с учетом прогнозного роста валовой добавленной стоимости секции I «Транспорт и связь» 2,12 процента в год

9 355

1 653

1 688

1 764

1 931

2 319

дополнительные необходимые средства

18 646

2 105

3 857

5 717

6 967

ГЛАВА 6
МЕСТНОЕ ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Потребность в финансовых средствах на развитие местного дорожного хозяйства в 2015–2019 годах оценивается на уровне 14 197 млрд. рублей в ценах декабря 2014 г., из них за счет средств:

местных бюджетов – 9417 млрд. рублей;

субвенций из республиканского бюджета в размере 50 процентов, перечисляемых в доходы консолидированных бюджетов областей от отчислений государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, – 4780 млрд. рублей.

Планируемые объемы средств, предусмотренные на местное дорожное хозяйство, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

(млрд. рублей)

Облисполкомы

Объем средств

В том числе

местные бюджеты*

субвенций из республиканского бюджета

всего

из них на местные дороги

Брестский

1 774

1 174

600

360

Витебский

2 584

1 714

870

520

Гомельский

2 285

1 515

770

462

Гродненский

2 328

1 543

785

785

Минский

3 039

2 019

1 020

612

Могилевский

2 187

1 452

735

441

Всего

14 197

9 417

4 780

3 180

 

______________________________

* Размеры финансовых средств ежегодно определяются облисполкомами.

Объемы дорожных работ на местных дорогах устанавливаются в региональных программах по развитию и содержанию местных дорог на 2015–2019 годы.

В региональных программах по развитию и содержанию местных автомобильных дорог следует предусмотреть их развитие и модернизацию с устройством цементобетонных покрытий.

Технические показатели Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы приведены согласно приложению 2.

Потребность в ресурсном обеспечении Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы приведена согласно приложению 3.

ГЛАВА 7
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные материалы для дорожной отрасли (щебень, битум, цемент) поставляются предприятиями Республики Беларусь. Обеспечение песчано-гравийными материалами, сборным железобетоном осуществляется открытым акционерным обществом «Дорстройиндустрия» управляющей компании холдинга «Белавтодор» Минтранса.

Прогнозная потребность в основных дорожно-строительных материалах для выполнения Государственной программы представлена в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Наименование материала

Единица измерения

Всего

Асфальтобетон

тыс. тонн

14 500

Битум

тыс. тонн

840

Щебень

тыс. куб. метров

10 500

Цемент

тыс. тонн

355

Металл

тыс. тонн

260

Сборный железобетон

тыс. куб. метров

200

 

Прогнозная потребность в основных дорожно-строительных материалах для реконструкции, возведения, ремонта и содержания местных дорог определяется в региональных программах по развитию и содержанию местных дорог на 2015–2019 годы.

ГЛАВА 8
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Структурные преобразования и модернизация дорожного хозяйства требуют соответствующих изменений в системе образования, повышения квалификации и переподготовки кадров для дорожного хозяйства на всех его уровнях, в том числе с позиции обеспечения непрерывности образования и объединения усилий системы образования, науки и производства работ.

Главной целью кадровой политики дорожного хозяйства является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Для ее достижения необходимо своевременно решать следующие основные задачи:

совершенствовать систему управления дорожным хозяйством Республики Беларусь;

формировать кадровый потенциал в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

обеспечивать постоянное функционирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

определять перспективную потребность в квалифицированных специалистах различного уровня, профессии и обеспечивать своевременное заполнение вакансий;

определять приоритеты развития кадрового состава на краткосрочную и долгосрочную перспективу;

создавать условия мотивации к высокоэффективному труду и повышать социальную ответственность за результаты своего труда, укреплять трудовую и исполнительскую дисциплину;

совершенствовать организацию работы с резервом руководящих кадров;

стимулировать занятость на основе создания новых рабочих мест на наукоемких и высокотехнологичных производствах.

Система подготовки и переподготовки работников дорожного хозяйства осуществляется через систему образования разных уровней. Подготовка специалистов с высшим образованием для дорожной отрасли осуществляется в Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном университете транспорта и Белорусско-Российском университете. Специалистов со средним техническим образованием готовит Гомельский государственный дорожно-строительный колледж.

Обучение рабочим специальностям, а также повышение квалификации работников производятся на базе государственного учреждения образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Белдорстрой» Минтранса, в других специальных учебных заведениях и непосредственно на производственных предприятиях.

РАЗДЕЛ IV
МЕРОПРИЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

ГЛАВА 9
ВОЗВЕДЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

Государственной программой предусматривается реконструировать и возвести 1158,6 километра республиканских автомобильных дорог и 2213 пог. метров мостов и путепроводов в соответствии с мероприятиями по реализации Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы согласно приложению 4.

Планируется реконструировать и возвести по параметрам I категории 520,8 километра республиканских автомобильных дорог, в числе которых участки автомобильных дорог М-5/Е 271 Минск–Гомель, М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута), Р-23 Минск–Микашевичи, Р-53 Слобода–Новосады и другие.

Реконструкцию и возведение республиканских дорог предусматривается выполнить в основном за счет кредитных средств отечественных и иностранных банков, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства, и частично за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на республиканское дорожное хозяйство. За счет кредитных средств предусмотрено реконструировать и возвести 992 километра республиканских автомобильных дорог, в том числе вторую кольцевую дорогу вокруг г. Минска, участки автомобильных дорог М-5/Е 271 Минск–Гомель, М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута), М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин, Р-20 Витебск – Полоцк – граница Латвийской Республики (Григоровщина), Р-23 Минск–Микашевичи, Р-45 Полоцк – Глубокое – граница Литовской Республики (Котловка), подъезд к г. Гомелю от автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин и другие. Предусматривается выполнить усиление дорожной одежды с доведением ее несущей способности до 11,5 тонны на ось в существующих параметрах земляного полотна на участке дорог протяженностью 156,1 километра.

Перечень республиканских автомобильных дорог, мостов и путепроводов на них, подлежащих реконструкции и возведению в 2015–2019 годах, приведен в приложении 2.

В перечень могут быть включены объекты в части обходов городов по предложениям исполкомов с учетом экономической целесообразности строительства этих объектов. В первую очередь будет рассмотрена целесообразность строительства юго-западного обхода г. Могилева и юго-восточного обхода г. Бобруйска.

До разработки проектной документации на возведение и реконструкцию дорожных объектов заказчиками разрабатывается и утверждается предпроектная документация, включая обоснование инвестиций, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду, экономическая целесообразность осуществления инвестиций.

ГЛАВА 10
РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА МАРШРУТАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Беларусь, расположенная на стыке двух экономических пространств Европейского союза и Евразии, будет все более активно вовлекаться в процесс экономической глобализации в виде нарастающего потока товаров, капиталов, технологий и людей. Кроме того, рост доходов населения и уровня автомобилизации приведет к дальнейшему увеличению интенсивности движения на автомобильных дорогах нашей страны.

Протяженность международных автомобильных дорог стран – участниц Содружества Независимых Государств, проходящих по территории Республики Беларусь, составляет 3900 километров, в том числе 1600 километров на маршрутах международных транспортных коридоров (рис. 4).

 

4_new_web

 

Рис. 4. Автомобильные дороги на маршрутах международных транспортных коридоров.

 

Модернизация автомобильных дорог на маршрутах международных транспортных коридоров будет осуществляться по европейским нормам и нормам Таможенного союза в увязке с развитием транспортной сети сопредельных государств.

В Государственной программе предусмотрено реконструировать 927 километров международных автомобильных дорог стран – участниц Содружества Независимых Государств, в том числе 194,5 километра по параметрам автомобильных дорог I категории на маршрутах международных транспортных коридоров на участках Бобруйск–Жлобин автомобильной дороги М-5/Е 271 Минск–Гомель, Орша–Витебск и Гомель – Новая Гута автомобильной дороги М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута). Будет обеспечен проезд транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось 11,5 тонны на международных автомобильных дорогах стран – участниц Содружества Независимых Государств, в том числе на автомобильных дорогах М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута), М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин, Р-20 Витебск – Полоцк – граница Латвийской Республики (Григоровщина), Р-21 Витебск – граница Российской Федерации (Лиозно), Р-23 Минск–Микашевичи.

ГЛАВА 11
БЕТОННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

При разработке предпроектной документации (обоснования инвестиций) определяется экономическая целесообразность осуществления инвестиций с вариантной проработкой типов покрытий (асфальтобетонное, цементобетонное).

Цементобетонные покрытия будут устраиваться на площадках для стоянки транспорта и отдыха водителей, на пешеходных и велосипедных дорожках.

Устройство таких покрытий будет осуществляться с использованием цемента предприятий Республики Беларусь.

Цемент также будет использоваться при изготовлении железобетонных изделий для мостовых сооружений и других элементов для возведения и ремонта автомобильных дорог.

ГЛАВА 12
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

На 2015–2019 годы на республиканских дорогах планируется выполнить капитальный ремонт 1600 километров, 8200 пог. метров мостов и путепроводов, текущий ремонт 7200 километров и 6500 пог. метров мостов и путепроводов.

Объекты капитального ремонта ежегодно утверждаются Минтрансом в программах дорожных работ.

При формировании перечней объектов капитального и текущего ремонта дорог должно учитываться их фактическое технико-эксплуатационное состояние по данным диагностики. При ремонте дорог выполняется комплекс работ по восстановлению изношенных дорожных покрытий, конструкций мостовых сооружений, обновлению элементов обустройства дорог, что позволяет значительно улучшить условия движения и повысить уровень его безопасности.

При текущем ремонте дорожных покрытий следует использовать наиболее прогрессивные технологии, устраивать тонкие слои, применять технологию Сларри Сил и другое.

ГЛАВА 13
СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

За счет финансовых средств, выделяемых на содержание дорог, будут выполняться работы по поддержанию транспортно-эксплуатационных показателей дорог согласно требованиям технических нормативных правовых актов и обеспечению безопасных условий для движения транспортных средств. При этом не менее 10 процентов средств предусматривается направлять на содержание мостов и путепроводов.

Начиная с 2015 года будет внедряться новая модель содержания республиканских автомобильных дорог по системе государственных контрактов. Данная система позволит уйти от затратного механизма (расчет по факту выполнения работ) к оплате труда за достигнутый результат.

В период реализации Государственной программы будут выполняться работы по созданию системы сохранности автомобильных дорог, развитию сети технологической связи, системы управления содержанием автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения, включающей в себя систему видеонаблюдения на автомобильных дорогах, сеть дорожных измерительных станций, систему мониторинга технологического транспорта, мультисервисную корпоративную сеть передачи данных, систему информирования пользователей автомобильных дорог с устройством знаков переменной информации при проведении работ по ремонту, возведению и реконструкции республиканских автомобильных дорог.

Дальнейшее совершенствование получит существующая система управления зимним содержанием автомобильных дорог «Метеомагистраль» в целях расширения ее функциональности и обеспечения возможности получения от существующих метеорадаров в аэропортах областных центров Республики Беларусь оперативной информации об опасных метеоявлениях, а также внедрение системы управления содержанием, обеспечения безопасности дорожного движения на всем протяжении автомобильной дороги М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки), являющейся участком международного транспортного коридора.

Для реализации мероприятий Государственной программы планируется постоянное обновление в дорожно-эксплуатационных организациях парка машин и механизмов отечественного производства в основном за счет собственных средств организаций.

ГЛАВА 14
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И УРОВНЯ ОБУСТРОЙСТВА ДОРОГ

На республиканских автомобильных дорогах в 2006–2013 годах уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с 2470 до 1365.

По сравнению со странами развитой автомобилизации уровень аварийности в Республике Беларусь характеризуется высокой тяжестью последствий (количество погибших из 100 пострадавших в ДТП). На республиканских автомобильных дорогах этот показатель составил 24,4 в 2013 году (в 2006 году – 25,7). За 2013 год по республиканской сети автомобильных дорог относительные показатели аварийности на 10 000 транспортных средств по погибшим и раненым составили соответственно 1,3 и 4.

Основная цель повышения безопасности движения в 2015–2019 годах заключается в обеспечении снижения количества ДТП и уменьшении количества погибших и пострадавших в них за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений путем:

реконструкции 520,8 километра дорог в соответствии с требованиями к автомобильным дорогам I категории;

улучшения видимости, ровности, доведения продольного профиля и плана дорог до норм при выполнении капитального ремонта на дорогах протяженностью 1600 километров;

восстановления в течение 5 лет коэффициента сцепления на большинстве (98 процентов) республиканских автомобильных дорог;

поддержания проезжей части дорог в безаварийном состоянии за счет своевременной ликвидации ямочности и устранения дефектов, угрожающих безопасности движения;

устройства (восстановления) наружного освещения участков дорог, проходящих по населенным пунктам, а также на подъездах к ним в целях снижения аварийности в темное время суток;

повышения информированности водителей и пешеходов об условиях дорожного движения за счет совершенствования организации дорожного движения, установки и замены 73 тыс. дорожных знаков;

дальнейшего развития системы многопозиционных дорожных знаков для оперативного информирования участников дорожного движения;

устройства (своевременного обновления) дорожной разметки на всем протяжении республиканских автомобильных дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием;

поэтапного пересмотра нормативов в области обеспечения безопасности дорожного движения в направлении приведения их в соответствие с международными нормами, в том числе по конструкциям дорожных барьерных ограждений;

использования современных технических средств организации дорожного движения (размещение над пешеходными переходами желтых мигающих светодиодных фонарей для привлечения внимания водителей в темное время суток, дорожные знаки из материала с высокой интенсивностью световозвращения, цветная разметка пешеходных переходов, светоотражающие элементы, защитное ограждение из сетки для предотвращения выхода диких животных на проезжую часть, искусственное освещение пешеходных переходов, применение ограничивающих пешеходных ограждений в местах устройства z-образных пешеходных переходов, искусственные неровности в виде цветных шумовых полос и приподнятых пешеходных переходов на круговых перекрестках малого радиуса автомобильных дорог общего пользования, проходящих по городам и городским поселкам).

Выполнение всего комплекса мероприятий позволит внедрить повышенные скоростные режимы на протяжении 520 километров автомобильных дорог, что увеличит протяженность скоростных дорог до 1587 километров. Реализация таких режимов движения обеспечит увеличение скорости сообщения, «успокоение» режимов движения с увеличением пропускной способности, снижение всех видов потерь, включая экономические, экологические и аварийные.

ГЛАВА 15
ПРИДОРОЖНЫЙ СЕРВИС

На 1 января 2014 г. на республиканских автомобильных дорогах функционировало 353 автозаправочные станции, 160 газозаправочных пунктов, 64 гостиницы, 41 мойка, 92 охраняемые стоянки, 348 организаций торговли, 466 пунктов общественного питания, 90 станций технического обслуживания.

На автомобильных дорогах, входящих в международную сеть Е, функционируют 17 объектов сервиса первого уровня, возведенных за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на дорожное хозяйство. Объекты сервиса первого уровня включают в свой состав площадки для отдыха со стоянками для транспортных средств и теплыми благоустроенными туалетами.

Учитывая, что за последние пять лет сеть объектов придорожного сервиса в основном сформирована, дальнейшее ее развитие будет осуществляться за счет реконструкции и расширения действующих объектов придорожного сервиса. При этом ежегодно за счет средств их владельцев предполагается вводить в эксплуатацию после нового строительства и реконструкции не менее 6 автозаправочных станций, 8 пунктов общественного питания, 2 гостиниц, 3 автомобильных моек, 3 станций технического обслуживания и стоянок. Предусматривается на основе принципов государственно-частного партнерства в пределах Минской области возвести крупный многофункциональный объект придорожного сервиса.

В 2015 году запланировано разработать Генеральную схему развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года, предусматривающую возведение новых объектов придорожного сервиса в непосредственной близости к крупным населенным пунктам, расположенным вблизи автомобильных дорог, с соблюдением технических условий обеспечения объекта, выдаваемых владельцем автомобильной дороги в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Развитие придорожного сервиса основывается на следующих принципах:

сохранение стабильной нормативной правовой базы, регулирующей развитие придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах;

привлечение в сферу придорожного сервиса отечественных и иностранных компаний с высокими стандартами обслуживания для создания конкуренции и повышения качества услуг и торгового обслуживания на принципах государственно-частного партнерства;

создание комплексных объектов, сочетающих в себе полный спектр услуг для пользователей дорог;

сохранение системного размещения объектов придорожного сервиса согласно Генеральной схеме развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года и в первую очередь при возведении и реконструкции магистральных республиканских автомобильных дорог;

обеспечение максимальной безопасности и комфортности пребывания на объектах придорожного сервиса;

первоочередное развитие сервисного обслуживания на платных автомобильных дорогах;

формирование местными исполнительными и распорядительными органами перечней свободных перспективных земельных участков для размещения новых и расширения существующих объектов придорожного сервиса;

выполнение застройщиками всех обязательных требований при возведении объектов придорожного сервиса.

ГЛАВА 16
ПЛАТНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

На декабрь 2014 г. в Республике Беларусь на 1189 километрах республиканских автомобильных дорог взимается плата за проезд транспортных средств. Платными являются дороги М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки), М-2 Минск – Национальный аэропорт Минск, М-4 Минск–Могилев, М-7/Е 28 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог), участки дорог М-3 Минск–Витебск, М-5/Е 271 Минск–Гомель, М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), Р-1 Минск–Дзержинск.

Взимание платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам осуществляется при помощи системы электронного сбора платы в режиме многополосного движения или на отдельных участках дорог, в том числе на участках проезда по мостам и иным искусственным сооружениям, с повышенным скоростным и безопасным режимом движения транспортных средств, высоким уровнем сервисного обслуживания.

В процессе реализации Государственной программы в республике планируется расширить сеть платных дорог. Будет введена плата за проезд транспортных средств по дорогам М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги) после ее реконструкции, на всем протяжении дороги М-5/Е 271 Минск–Гомель, на участках дорог М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута), М-12/Е 85 Кобрин – граница Украины (Мокраны), Р-21 Витебск – граница Российской Федерации (Лиозно), Р-23 Минск–Микашевичи, Р-99 Барановичи–Волковыск–Пограничный–Гродно. К 2020 году протяженность платных дорог составит 1968 километров (рис. 5).

 

5_WEB

 

Рис. 5. Платные автомобильные дороги к 2020 году.

 

На платных автомобильных дорогах должно быть обеспечено соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических нормативных правовых актов. На таких дорогах создаются условия, позволяющие организовывать безопасное дорожное движение и обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств при условии соблюдения водителями предусмотренного скоростного режима. После завершения реконструкции и строительства участков дорог на них предусматривается повышение скоростного режима.

За 2015–2019 годы в республиканский бюджет от взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам предполагается поступление около 5,7 трлн. рублей, которые будут направлены на содержание, ремонт и развитие республиканских дорог, в первую очередь платных дорог.

РАЗДЕЛ V
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИМПОРТОЕМКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

ГЛАВА 17
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Приоритетными направлениями научно-технического обеспечения дорожной деятельности на 2015–2019 годы являются разработка и внедрение новых материалов и технологий при выполнении дорожных работ.

В связи с этим планируется:

1. По земляному полотну и основанию дорожных одежд:

возведение устойчивого и безосадочного земляного полотна с использованием новых эффективных способов уплотнения грунтов и применением армирующих и дренирующих прослоек из геосинтетических материалов, что обеспечит сокращение сроков строительства на 1–2 года и снижение объемов земляных работ;

разработка современных решений по надежному укреплению откосов земляного полотна и защите их от размывов, обеспечивающих экономию бетона и железобетона, а также повышение долговечности земляного полотна в 1,5 раза при снижении трудоемкости работ в 2 раза;

расширение применения дренажа и мероприятий по водопонижению в конструкциях оснований дорожных одежд и земляного полотна, в том числе с применением геосинтетических материалов, вследствие чего межремонтные сроки продлятся на 3–6 лет;

расширение применения геосеток, георешеток и геотекстиля в конструкциях оснований дорожных одежд и земляного полотна, что снизит расход щебня на 10 процентов и повысит долговечность на 5–8 лет за счет увеличения несущей способности оснований;

применение цементобетона, укатываемого бетона и укрепленных цементом слоев оснований из местных грунтов и материалов для повышения несущей способности дорожных одежд, что позволит повысить срок службы дорог без появления остаточных деформаций.

2. По асфальтобетонному и цементобетонному покрытию:

совершенствование методов расчета и конструирования дорожных одежд при ремонте существующих автомобильных дорог под нагрузку 11,5 тонны – 13–15 тонн на ось, что позволит увеличить гарантийные сроки службы дорожных одежд до 10 лет;

внедрение конструкций дорожных одежд с цементобетонным покрытием на магистральных дорогах и дорогах низких категорий, совершенствование метода расчета жестких дорожных одежд, а также работы по обоснованию параметров и технологии их строительства, что по сравнению с асфальтобетоном повышает долговечность в 1,5–1,8 раза, снижает затраты на ремонт и содержание в 1,4–2 раза;

широкое применение при проектировании автомобильных дорог типовых конструкций дорожных одежд;

улучшение свойств дорожных битумов за счет адгезионных добавок, использования гранулированного резинобитумного вяжущего и применения модифицированных битумов, что повысит долговечность верхних слоев покрытий на 3–5 лет;

разработка инновационных материалов и технологий их применения для разметки автомобильных дорог, зимнего содержания и ямочного ремонта дорожных покрытий, антикоррозионной защиты элементов обустройства автомобильных дорог, использование которых позволит повысить качество работ и материалов, применяемых при содержании автомобильных дорог.

3. По мостам и путепроводам:

расширение области применения монолитного бетона в мостостроении, что повысит срок службы до капитального ремонта до 60 лет при снижении эксплуатационных затрат;

применение облегченных неразрезных пролетных строений из сталежелезобетона пониженной строительной высоты для пролетов длиной не менее 55 метров при устройстве пересечений дорог высокой категории и транспортных развязок, эффект от использования которых заключается в снижении затрат на устройство высоких насыпей;

внедрение производства несъемных (тонкостенных) опалубок из особо плотных коррозиестойких бетонов и фибробетона, что приведет к отказу от применения древесины, снижению трудозатрат, повышению долговечности мостовой конструкции.

4. По повышению эффективности работ в области обеспечения безопасности дорожного движения:

создание системы управления безопасностью дорожного движения для сети республиканских автомобильных дорог;

совершенствование технологий и материалов для текущего ремонта, что позволит повысить надежность ремонтных работ и снизить риск аварийности на дорогах.

5. По совершенствованию методов и технологий контроля качества на всех стадиях дорожных работ:

разработка и внедрение современных методик оценки качества дорожно-строительных работ, основанных на современных высокопроизводительных методах неразрушающего контроля, что обеспечит сведение до минимума дефектов в гарантийный период;

разработка методологии системы контроля качества и приемки дорожных работ с использованием информационных технологий и разделением ответственности между участниками дорожных работ, в результате чего будет обеспечен полный охват системой контроля всех дорожных работ.

6. По адаптации стандартов и другой нормативной базы к европейским нормам и нормам Таможенного союза:

адаптация стандартов и другой нормативной базы к европейским нормам, что позволит учесть новые требования к материалам и методам их испытаний, а также новые технические решения и технологии, обеспечивающие более интенсивное развитие дорожного хозяйства;

адаптация стандартов к нормам Таможенного союза, что обеспечит выполнение общих правил аккредитации и сертификации на территории стран – участниц Таможенного союза.

ГЛАВА 18
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМПОРТНЫХ МАТЕРИАЛОВ

При возведении новых объектов дорожного хозяйства предусматривается внедрение передовых технологий.

При этом выполнение строительно-монтажных работ на объектах дорожного хозяйства производится в основном с использованием отечественных материалов. Проведение дорожных работ с возможным использованием импортных материалов допускается только при отсутствии их аналогов отечественного производства.

Закупка импортных материалов и оборудования осуществляется ежегодно в установленном порядке при соответствующем обосновании в целях обеспечения реализации дорожных работ.

Вместе с тем в Республике Беларусь отсутствует производство специфического оборудования для устройства покрытий (смесительные установки для производства асфальтобетонных и цементобетонных смесей, оборудование для устройства покрытий из асфальтобетона и цементобетона). Для снижения импортной составляющей при возведении дорожных объектов требуется расширение номенклатуры производимых в республике материалов и оборудования.

Импортная составляющая при производстве дорожных работ в 2014 году составила 8 процентов от общего объема финансирования объектов и к завершению реализации Государственной программы будет снижена до 5 процентов.

РАЗДЕЛ VI
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

ГЛАВА 19
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Составной частью эффективности мероприятий Государственной программы является обеспечение и повышение экологической направленности развития автомобильных дорог. В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспортной сети на окружающую среду имеет большое социальное значение.

Обеспечение прогрессивного уровня в сфере экологии и повышение эффективности мер по защите окружающей среды при ведении дорожного хозяйства достигается путем комплексной реализации технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и повышенным экологическим требованиям, а также мероприятий по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий до минимального либо приемлемого уровня.

Реализация указанных мер будет осуществляться на основе повышения экологических требований к проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

ГЛАВА 20
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов является одной из приоритетных задач, которая будет реализовываться в 2015–2019 годах за счет комплекса мероприятий, включающих:

обустройство автомобильных дорог современными инженерными средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий, в том числе применение шумозащитных конструкций для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих территорий, установку защитных сеток, предотвращающих выход животных на проезжую часть, устройство очистных сооружений поверхностного стока для предотвращения загрязнения водных объектов;

реализацию комплекса мероприятий по рекультивации территорий, нарушенных при возведении и реконструкции автомобильных дорог;

выполнение работ по благоустройству и озеленению автомобильных дорог с учетом снегозадерживающей, декоративной и шумозащитной функций;

внедрение новых конструкций, материалов и технологий, которые позволят снизить пылеобразование и предотвратить водную и ветровую эрозию;

применение конструктивно-технологических решений, предотвращающих нарушение природных ландшафтов;

обеспечение непрерывной среды обитания объектов животного мира путем реализации мероприятий, обеспечивающих целостность ареалов обитания диких животных и путей их миграции;

применение при проведении строительных работ малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, наилучших доступных технических методов и другого;

исключение возведения дорог и размещение резерва грунта в границах особо охраняемых природных территорий, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями (при реконструкции дорог отведение дополнительных земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, осуществляется в установленном законодательством порядке с учетом режима охраны и использования данных территорий).

Оценку соответствия принимаемых проектных решений требованиям законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов по каждому проекту реконструкции и возведения республиканских дорог дает Государственная экологическая экспертиза. Реализация проектов реконструкции и возведения республиканских автомобильных дорог без положительного заключения Государственной экологической экспертизы запрещается.

РАЗДЕЛ VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 21
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы зависят от объема финансовых средств, планируемых на ее выполнение, и уровня улучшения транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети.

Экономическая эффективность инвестиций в развитие дорожной сети рассчитана в соответствии с Методикой определения эффективности инвестиций в строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, утвержденной в установленном порядке Минтрансом и согласованной Министерством экономики.

Повышенная пропускная способность автомобильных дорог является определяющим фактором обеспечения высокой эффективности как международных, так и внутренних перевозок. Являясь транзитным государством, Республика Беларусь крайне заинтересована в увеличении объемов грузовых и пассажирских перевозок и в конечном итоге в увеличении валютных поступлений в республиканский бюджет.

Состояние дорожной сети, уровень безопасности и комфортности движения, высокий скоростной режим напрямую определяют окупаемость автомобильных перевозок и в целом стимулируют развитие бизнеса и сопутствующих сфер хозяйственной деятельности. Государственная программа направлена на строительство новых, ремонт и модернизацию существующих автомобильных дорог с учетом обеспечения их высоких потребительских качеств и пропускной способности.

Расчеты выполнены с использованием современного программного комплекса HDM-4 в прогнозных ценах декабря 2014 г.

В итоговом расчете все затраты и выгоды приведены к году начала производства работ с помощью ставки дисконта, принятой в размере 8 процентов.

В основу определения затрат положено изменение состояния покрытия дорог, зависящего от конструкции и прочности дорожной одежды, климатических характеристик Республики Беларусь, транспортной нагрузки, и расчет средней безопасной скорости движения автомобиля в потоке, зависящей от геометрических и технико-эксплуатационных характеристик рассматриваемого участка дороги, интенсивности и состава движения, а также технических характеристик самого автомобиля.

Оценка эффективности вложения инвестиций в развитие дорожной сети выполнена с учетом получения транспортного и внетранспортного эффектов, заключающихся в прямых выгодах пользователей автомобильными дорогами от улучшения их состояния и влияния дорожных условий на социально-экономические аспекты развития страны.

Эффективность вложения средств определена по:

возведению и реконструкции автомобильных дорог по участкам дорог, вошедшим в Государственную программу, на эффективный период 20 лет с момента предполагаемого окончания работ с учетом увеличения затрат на последующий ремонт и содержание. Показатели эффективности по объектам возведения и реконструкции приняты в соответствии с проектно-сметной документацией или по проектам-аналогам. Эффективность от возведения и реконструкции республиканских автомобильных дорог составит 102,7 трлн. рублей;

ремонтным мероприятиям (капитальный и текущий ремонт), матрицам, описывающим однородные участки автомобильных дорог (за исключением реконструируемых участков), типу, ровности, прочности покрытия, геометрическим параметрам, интенсивности автомобильного движения. С учетом выделяемого объема финансовых средств в программном комплексе HDM-4 по каждому элементу матрицы (участку) назначены ремонтные мероприятия с наибольшей выгодой для пользователей дорог, которая зависит от интенсивности движения и состояния покрытия. Расчет выполнен на 15 лет с момента завершения Государственной программы исходя из условия эффективного использования покрытия. Общая эффективность ремонтных мероприятий республиканских автомобильных дорог составляет 149,7 трлн. рублей;

содержанию всей сети республиканских автомобильных дорог на 5 лет (срок реализации Государственной программы). При расчете эффективности вложений в содержание дорог основной экономический эффект происходит за счет зимнего содержания дорог, работ по обеспечению безопасности движения и ремонту покрытия. Экономический эффект зимнего содержания рассчитан с учетом наиболее неблагоприятного периода. Под неблагоприятным периодом принят период времени с устойчивым снежным покровом и гололедом (не вошедшим в период с устойчивым снежным покровом), который составляет в среднем по республике за зимний период 115 дней. В зимний период из-за неблагоприятных погодных условий при неосуществлении работ по содержанию скорость движения снижается до 36 километров в час, заметно возрастает себестоимость автомобильных перевозок. При осуществлении работ по зимнему содержанию этого не происходит и в результате приведенный эффект за 5 лет в народном хозяйстве по расчетам оценивается в сумме 296,9 трлн. рублей. Расчет эффективности летнего содержания проводился по основным работам, связанным с покрытием (заливка трещин, ремонт выбоин, устранение колейности и другое). По результатам расчета приведенный экономический эффект летнего содержания составит 70,6 трлн. рублей, общий эффект содержания республиканских дорог (без учета прочих работ) – 367,5 трлн. рублей.

Общий экономический эффект от реализации Государственной программы составит 619,9 трлн. рублей при общем объеме денежных средств на ее реализацию в размере 75 трлн. рублей. Общая эффективность вложения средств в республиканские дороги составит 8,2 рубля на 1 рубль затрат.

Показатели экономической эффективности реализации Государственной программы представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Наименование показателей экономической эффективности

Единица измерения

Показатель

Объем денежных средств, необходимых на реализацию Государственной программы

трлн. рублей

75,0

Экономическая эффективность – всего

»

619,9

в том числе:

 

 

транспортный эффект

»

457,6

внетранспортный эффект

»

162,3

Экономический эффект на 1 рубль затрат

рублей

8,2

Народнохозяйственный эффект в результате реализации Государственной программы – среднегодовой прирост ВВП по республике

процентов

2,3

 

Экономическая эффективность в 2015 году составит 88,3 трлн. рублей, 2016 году – 88,7 трлн., 2017 году – 99,9 трлн., 2018 году – 137 трлн., 2019 году – 206 трлн. рублей.

К 2020 году протяженность республиканских автомобильных дорог с хорошим состоянием увеличится по сравнению с 2014 годом на 4972 километра и составит около 60 процентов от их общей протяженности. На 520 километрах дорог предусмотрено повысить скоростной режим движения. Протяженность дорог с неудовлетворительным состоянием по ровности покрытия снизится на 2657 километров и составит 11 процентов от общей протяженности (рис. 6).

 

6_new_web

 

Рис. 6. Динамика изменения состояния республиканских дорог.

 

Положительные показатели экономической эффективности и народнохозяйственного эффекта в результате реализации Государственной программы, ее социально-экономическая значимость позволяют сделать вывод о целесообразности обеспечения ее устойчивого финансирования на 2015–2019 годы из республиканского бюджета и за счет иных источников.

В случае невыполнения показателей Государственной программы из-за недостаточного финансирования или других причин возможны следующие риски:

увеличение числа ДТП, связанных с дорожными условиями;

создание аварийных ситуаций на мостах, не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов по техническому состоянию;

закрытие движения по мостам, находящимся в предаварийном состоянии, что повлечет изменение в транспортной схеме движения и соответственно приведет к перепробегу транспортных средств, снижению уровня транспортной доступности населения;

увеличение времени пребывания пассажиров в пути, что вызовет социальные проблемы у населения;

повышение затрат на эксплуатацию транспортных средств, расход топлива;

снижение производительности автотранспорта и другое.

 


 

 

Приложение 1

к Государственной программе
по развитию и содержанию
автомобильных дорог
в Республике Беларусь
на 2015–2019 годы

Задачи и сводные показатели Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы

Наименование задачи

Сводный показатель

Единица измерения показателя

Значение сводного показателя

всего

в том числе по годам

2015

2016

2017

2018

2019

1. Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог

протяженность сети, требующая содержания

км

15 781,0

15 823,0

15 823,0

15 823,0

15 843,0

текущий ремонт

км

7 200,0

630,0

1 070,0

1 500,0

1 800,0

2 200,0

пог. м

6 500,0

800,0

1 000,0

1 200,0

1 500,0

2 000,0

капитальный ремонт

км

1 600,0

85,0

150,0

330,0

485,0

550,0

пог. м

8 200,0

600,0

1 300,0

1 600,0

2 100,0

2 600,0

возведение и реконструкция

км

1 158,6

90,2

152,8

126,5

341,5

447,6

пог. м

2 213,0

167,6

85,5

693,9

1 266,0

2. Улучшение качественных показателей

протяженность сети с повышенным скоростным режимом

км

 

1 121

1 269

1 355

1 455

1 587

количество объектов придорожного сервиса

единиц

 

1 636

1 658

1 680

1 702

1 724

протяженность сети с хорошим состоянием

км

 

5 051

5 360

6 866

9 045

9 367

 

 

Приложение 2

к Государственной программе
по развитию и содержанию
автомобильных дорог
в Республике Беларусь
на 2015–2019 годы

Технические показатели Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы

Наименование мероприятий

Заказчик

Технический показатель

Единица измерения

Значение технического показателя

всего

в том числе по годам

2015

2016

2017

2018

2019

1. Содержание дорог

Минтранс

поддержание транспортно-эксплуатационных показателей дорог согласно требованиям технических нормативных правовых актов и обеспечение безопасных условий для движения транспортных средств

км

15 781,0

15 823,0

15 823,0

15 823,0

15 843,0

2. Текущий ремонт дорог, мостов и путепроводов

»

восстановление слоев износа дорожных покрытий

км

7 200,0

630,0

1 070,0

1 500,0

1 800,0

2 200,0

выполнение необходимых работ по текущему ремонту мостов и путепроводов согласно регламенту

пог. м

6 500,0

800,0

1 000,0

1 200,0

1 500,0

2 000,0

3. Капитальный ремонт дорог, мостов и путепроводов

»

восстановление несущей способности дорожных покрытий

км

1 600,0

85,0

150,0

330,0

485,0

550,0

восстановление проектной грузоподъемности сооружений

пог. м

8 200,0

600,0

1 300,0

1 600,0

2 100,0

2 600,0

4. Возведение и реконструкция дорог, мостов и путепроводов

»

реконструкция и возведение по параметрам I категории автомобильных дорог, соединяющих г. Минск с областными центрами, и других грузонапряженных участков:

км

520,8

55,1

147,4

86,5

99,5

132,3

М-5/Е 271 Минск–Гомель

 

 

 

 

 

 

 

км 131 – км 208,6

км

77,7

77,7

М-6 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги)

 

 

 

 

 

 

 

км 57 – км 211

км

153,8

86,5

24,7

42,6

М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута)

 

 

 

 

 

 

 

км 87,9 – км 151

км

63,1

20,0

43,1

км 402 – км 456,3

км

53,7

25,1

28,6

Р-23 Минск–Микашевичи

 

 

 

 

 

 

 

км 74 – км 126

км

52,0

9,0

27,7

15,3

Р-53 Слобода–Новосады

 

 

 

 

 

 

 

км 1,8 – км 13

км

11,2

11,2

Р-122 Могилев–Чериков–Костюковичи

 

 

 

 

 

 

 

км 7,8 – км 13,3

км

5,5

5,5

вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Минска

км

88,1

46,1

42,0

 

 

 

 

 

 

 

транспортная развязка на автомобильной дороге М-3 Минск–Витебск, км 62

км

1,3

1,3

подъезд к г. Гомелю от автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин

 

 

 

 

 

 

 

км 0 – км 14,4

км

14,4

14,4

перевод дорог в другую высшую категорию:

км

481,7

35,1

5,4

30,0

182,0

229,2

М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин

 

 

 

 

 

 

 

км 0 – км 25,6

км

25,6

10,0

15,6

км 184,5 – км 362,1

км

177,6

30,0

70,0

77,6

Р-16 Тюхиничи – Высокое – граница Республики Польша (Песчатка)

 

 

 

 

 

 

 

км 20 – км 46,8

км

26,4

5,4

10,0

11,0

Р-20 Витебск – Полоцк – граница Латвийской Республики (Григоровщина)

 

 

 

 

 

 

 

км 111 – км 179,2

км

68,2

30,0

38,2

Р-21 Витебск – граница Российской Федерации (Лиозно)

 

 

 

 

 

 

 

км 38 – км 51,8

км

11,1

11,1

Р-45 Полоцк – Глубокое – граница Литовской Республики (Котловка)

 

 

 

 

 

 

 

км 4,7 – км 87,7

км

83,0

40,0

43,0

км 178,9 – км 222,7

км

43,8

20,0

23,8

Р-70 Княжицы – Горки – Ленино – граница Российской Федерации (Дружная)

 

 

 

 

 

 

 

км 63,0 – км 74,2

км

7,6

7,6

северо-западный обход г. Витебска

км

2,0

2,0

юго-восточный обход г. Островца с выходом на автомобильную дорогу М-7/Е 28 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог) с устройством транспортной развязки в месте пересечения

км

16,4

16,4

обход г. Пинска

км

15,0

15,0

обход г.п. Мир

км

5,0

5,0

увеличение несущей способности дорожных одежд до 11,5 тонны в существующих параметрах земляного полотна:

км

156,1

10,0

60,0

86,1

М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин

 

 

 

 

 

 

 

км 109,9 – км 184,5

км

74,6

30,0

44,6

Р-20 Витебск – Полоцк – граница Латвийской Республики (Григоровщина)

 

 

 

 

 

 

 

км 13,9 – км 100,6

км

81,5

10,0

30,0

41,5

повышение несущей способности и грузоподъемности сооружений:

пог. м

2 213,0

167,6

85,5

693,9

1 266,0

мост через р. Сож на автомобильной дороге М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута), км 426,7

пог. м

562,6

562,6

мост через р. Западная Двина на северо-западном обходе г. Витебска

пог. м

235,6

235,6

мост через р. Гривда на автомобильной дороге М-11/Е 85 граница Литовской Республики (Бенякони) – Лида – Слоним – Бытень, км 183,3

пог. м

54,8

54,8

мост через р. Мухавец на автомобильной дороге М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки), км 28,5

пог. м

142,8

142,8

мост через р. Уша на автомобильной дороге Р-28 Минск–Молодечно–Нарочь, км 60

пог. м

30,0

30,0

мост через р. Веснянка на подъезде к комплексу «Озерный» от автомобильной дороги Р-40 Боровляны–Логойск

пог. м

30,0

30,0

мост через р. Сож на автомобильной дороге Р-140 Славгород–Краснополье, км 4,6

пог. м

500,6

500,6

мостовой переход через р. Березина на автомобильной дороге Р-43 граница Российской Федерации (Звенчатка) – Кричев – Бобруйск – Ивацевичи (до автомобильной дороги Р-2/Е 85), км 231

пог. м

248,5

248,5

мост через р. Ольса на автомобильной дороге Р-79 Кличев–Чечевичи, км 1,4

пог. м

112,8

112,8

мост через р. Западный Буг на автомобильной дороге Р-94 Брест – граница Республики Польша (Домачево), км 37,9

пог. м

209,8

209,8

путепровод через железную дорогу на автомобильной дороге М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки), км 18,2

пог. м

85,5

85,5

5. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность

»

разработка и внедрение новых материалов и технологий при выполнении дорожных работ

млрд. рублей

71,0

13,0

13,0

14,0

15,0

16,0

6. Типовое проектирование

»

разработка и внедрение нормативных документов по дорожной деятельности

млрд. рублей

168,0

23,0

25,0

35,0

40,0

45,0

7. Оплата услуг по взиманию платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств

»

контроль за взиманием платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

млрд. рублей

56,0

10,0

10,0

11,0

12,0

13,0

8. Содержание учреждения, обеспечивающего эффективную работу системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь

»

обеспечение эффективной работы системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь или на отдельных их участках, в том числе на участках проезда по мостам и иным искусственным сооружениям

млрд. рублей

194,0

29,0

30,0

37,0

44,0

54,0

9. Погашение внутренних кредитов банков и выплата процентов по ним

»

возврат ранее взятых кредитов и оплата процентов по ним

млрд. рублей

4 128,0

388,0

799,0

666,0

1 192,0

1 083,0

10. Погашение внешних кредитов банков и выплата процентов по ним

»

возврат ранее взятых кредитов и оплата процентов по ним

млрд. рублей

3 881,0

282,0

793,0

774,0

938,0

1 094,0

11. Улучшение материально-технической базы организаций республиканского дорожного хозяйства

»

техническое переоснащение

млрд. рублей

356,0

56,0

63,0

71,0

79,0

87,0

 

 

Приложение 3

к Государственной программе
по развитию и содержанию
автомобильных дорог
в Республике Беларусь
на 2015–2019 годы

Потребность в ресурсном обеспечении Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы

(млрд. рублей)

Наименование задачи

Заказчик

Источник финансирования

Объем финансирования

В том числе по годам

2015

2016

2017

2018

2019

Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог

Минтранс

республиканский бюджет

40 844*

3 737

5 967

8 372

10 509

12 259

кредиты банков

33 829

4 970

6 435

5 575

8 400

8 449

в том числе иностранных

24 879

2 210

2 595

5 335

7 500

7 239

внебюджетный централизованный инвестиционный фонд Минтранса

25

5

5

5

5

5

собственные средства дорожных организаций

356

56

63

71

79

87

Итого

 

 

75 054

8 768

12 470

14 023

18 993

20 800

 

______________________________

* Объем финансирования определяется в установленном порядке при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год с учетом поступлений закрепленных доходных источников и возможностей республиканского бюджета.

 

Приложение 4

к Государственной программе
по развитию и содержанию
автомобильных дорог
в Республике Беларусь
на 2015–2019 годы

Мероприятия по реализации Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы

(млрд. рублей)

Наименование мероприятий

Заказчик

Источник финансирования

Требуемый объем расходов

В том числе по годам

2015

2016

2017

2018

2019

1. Содержание дорог, мостов и путепроводов

Минтранс

республиканский бюджет

7 929*

1 191

1 393

1 572

1 773

2 000

2. Текущий ремонт дорог, мостов и путепроводов

»

»

7 400*

666

1 104

1 530

1 850

2 250

3. Капитальный ремонт дорог, мостов и путепроводов

»

»

8 900*

491

900

1 800

2 600

3 109

4. Возведение и реконструкция дорог, мостов и путепроводов

»

»

8 142*

649

905

1 938

2 050

2 600

кредиты банков

33 829

4 970

6 435

5 575

8 400

8 449

из них иностранных

24 879

2 210

2 595

5 335

7 500

7 239

5. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность

»

республиканский бюджет

46*

8

8

9

10

11

внебюджетный централизованный инвестиционный фонд Минтранса

25

5

5

5

5

5

6. Типовое проектирование

»

республиканский бюджет

168*

23

25

35

40

45

7. Оплата услуг по взиманию платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

»

»

56*

10

10

11

12

13

8. Содержание учреждения, обеспечивающего эффективную работу системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь

»

»

194*

29

30

37

44

54

9. Погашение внутренних кредитов банков и выплата процентов по ним

»

»

4 128*

388

799

666

1 192

1 083

10. Погашение внешних кредитов банков и выплата процентов по ним

»

»

3 881*

282

793

774

938

1 094

11. Улучшение материально-технической базы организаций республиканского дорожного хозяйства

»

собственные средства дорожных организаций

356

56

63

71

79

87

Итого

 

 

75 054

8 768

12 470

14 023

18 993

20 800

республиканский бюджет

 

 

40 844*

3 737

5 967

8 372

10 509

12 259

кредиты банков

 

 

33 829

33 829

4 970

6 435

5 575

8 400

из них иностранных

 

 

24 879

2 210

2 595

5 335

7 500

7 239

внебюджетный централизованный инвестиционный фонд Минтранса

 

 

25

5

5

5

5

5

собственные средства дорожных организаций

 

 

356

56

63

71

79

87

 

______________________________

* Объем финансирования определяется в установленном порядке при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год с учетом поступлений закрепленных доходных источников и возможностей республиканского бюджета.