Это четвертая рубрика сайта РУП Могилевавтодор
В рубрику о законах и нормах сайта РУП Могилевавтодор
В рубрику Об организации сайта РУП Могилевавтодор
В рубрику текущей информации сайта РУП Могилевавтодор
В рубрику для заказчиков сайта РУП Могилевавтодор
В рубрику о законах и нормах сайта РУП Могилевавтодор
Просмотреть оглавление сайта РУП Могилевавтодор
Отправить электронную почту в РУП Могилевавтодор

Переход в конец рубрики



Определение дорог и мостов

Понятие дороги – одно из основополагающих в мировой культуре всех времен. Не случайно оно ассоциируется не только с пространственным передвижением, но и с жизненной стезей, с преодолением препятствий, победой над враждебными силами, порождает поэтические и живописные образы, находят свое отражение в лаконичности фольклора, а мосты символизируют переход в другое качество, другую реальность.

Вот какие определение моста и дороги дает «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля (Первые издания – 1860-е годы).

ДОРОГА ж. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места: || самая езда или ходьба, путина, путешествие. Дороги бывают: 6ольшие, т. е. общие почтовые и торговые; малые, уездные, от городка до городка, в стороне от больших; проселочные, от селенья к селенью, в стороне от малых. Железная дорога, железянка или чугунка; шоссе, каменка или щебенка; простая, или битая, торная, накатная. Гужевая дорога, конная, где прозжают лошадьми; верховая и пешая или тропа. Ехать в дорогу, быть в дороге, на пути, на переезде. Столбовая дорога, мерная, с верстами. Саженая или проседью, обсаженная деревьями. Дорога локтями, зубцами, частыми поворотами, напр. при крутом подъеме. Дорога пластом, прямая и уделаная. Дорогу перемело, занесло, замело снегом, ее не знать. || В восточн. губ. Дорога собств. сибирский путь, || а в Сиб. улица, местами же || покинутое русло, сухоречье, старина. || Средняя полоса печного пода, перед челом, где лопата ходит; по бокам задорога. || У рыбаков, большая уда, особ. с блесной, для ловли щук, окуней; ставится на ночь; закидная, заметная, становая уда, жерлица, но эта с наживою. || Дорога, также путь в переносн. знач. средство, способ для достиженья чего; род жизни, образ мыслей, дела и поступки человека и пр. Зайти куда по дороге, по пути, кстати, по близости. Туда ему и дорога! нечего жалеть его, лучшего не стоит. Быть на хорошей дороге, повышаться службою, почестями, или стремиться к добру. Туда тебе нет дороги, не дорога, не след ходить. Ему к нам запала дорога, нельзя более ходить, бывать в доме. Всякому своя дорога, свой путь, поприще. Отрезать кому дорогу, не давать ходу, бегу. Счастливой дороги! пожеланье отъезжающему. Мир по дороге! привет встречному. Не помолившись Богу, не езди в дорогу. Никола в путь, Христос по дорожке! Одному пахать, и дорога долга. Не лошадь едет (везет), а дорога (корм). Не бойся дороги, были б кони здоровы. На хорошей лошадке по дороге, а на худой в сторонку. Вешний путь не дорога, а пьяного речь не беседа. Дорожка вместе, а табачок пополам. Хорошо в дорожке пирожок с горошком. Красна дорога ездоками, а обед пирогами. Дорожному путь не стоит. В дороге отец сыну товарищ. Дорога, хоть кубарем ступай, гладкая. Ночь как день, дорога что скатерть, садись да катись! Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела, шоссе. Дороги к избе не приставишь. При дороге жить, всех не угостить. При большой дороге и гурт пасется, всякому пожива. По какой дороге полгода ездят, да полгода ходят? по реке. Бык на дворе, а рога на реке? дорога со двора. Батюшкина коня не удержишь, матушкину покромку не скатаешь? ветер и дорога. Дорога роена, лошадь деревянна, везет не кормя, а только поворачивает? лодка. Побежала дороженька через юрку. Казаки в запорогах, что пни при дорогах, кто ни едет мимо, того (тот) зацепят. На этой дороге трава не растет (а и растет, да спорыш). На дороге стоит, да дороги спрашивает. Заступить кому, перебить, перерезать, перебежать дорогу. Показать кому дорогу. Проложить (проторить) дорожку. Смерть дорогу сыщет. Дорога, да никто по ней не хаживал, никого за собой не важивал? на тот свет. Лихо (трудно) до дела, а там дорога одна! Так путает, что и дороги домой не найдет, врет. Нечистое найдет дорогу, из брюха. Денежка дорожку прокладывает! Большому большая дорога. Бабе дорога от печи до порога. Дорожка до вас! “Ищите, краше нас”, игра в дорожку. Один под овин, а два под дорогу, о воровстве снопов. В Вильне семь дорог для жида, да три для поляка. Если больной бредит дорогой (или о конях), то умрет. Если к дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть. Дороженька, особ. в песн. Дорожища, укорно, плохая. Дорожка умалит. тропа, тропинка, стезя; след, следы чего; полоса, полоска, черта, борозда, бороздка. Чулки с дорожками. По белой земле (полю) голубые дорожки. Полоски. || Дорожка, узкий и долгий ковровый половик, постилаемый по проходу. || Дорожка, дорога, большая уда, жерлица или блесна. Дороги ж. мн. млечный путь. || Дороги, дорожки, полосы, полоски в ткани, в узоре; продольная нарезка, желобки. || Дороги и дороги стар. Шелковая, б. ч. полосатая ткань, иногда с золот. и серебр. травами. Дорожный, к дороге, пути относящийся, принадлежащий; путевой. Дорожный извозчик, не городовой, идущий в дальний путь. Дорожные, т. е. люди, прозжие, путники. Дорожный ночлега с собой не возит. Дорожить что, проводить дорожки. Дороженый тес, борозженый в два ряда, для стока воды. || Ловить рыбу дорожкою, становою удою. —ся, быть дорожену, борозжену. Дороженье ср. длит. действие по глаг. Дорожч(щ)атый, с дорожками; бороздчатый, полосатый. Дорожник м. путевник; дорожные записки, дорожный дневник; || книга для дорожных, роспись дорог, мест, расстояний, иногда с описаниями. || Печенье на дорогу, подорожник; || хлебенное, привозимое с дороги в гостинец, калачи и сайки из другого места. || Плотнич. струг, наструг, рубанок, похожий на шерхебель, для дороженья теса и карнизов. || У конопатчикков род долота, для расчистки пазов. Дорожняки м. мн. перм. сиб. лошади, пускаемые порожнем впереди обоза, для обминки снега.

МОСТ м. помост, стилка, стлань, накат, всякого рода сплошная настилка из досок, бревен, брусьев, для езды и для ходьбы; сплошная постройка поперек реки, либо оврага, для перехода; такой мост бывает: деревянный, каменный, железный; на сводах, сваях, козлах; живой или плавучий, из бревенчатых плотов; наплавной, судовый или понтонный, на

судах или лодках; летучий, висячий, перекинутый без средней опоры, на одних береговых устоях; нередко он же бывает и цепной, съемный мост, ставится только временно, например на лето; разводный, строится для пропуска судов; подъемный, делается например через крепостные рвы и пр. Мост не великий пост, можно и объехать. Этим хоть пруды пруди, хоть мосты мости! много. Молодцами хоть мост мости. Передний заднему мост, во всяком деле. Передний заднему мост — на погост. Дороже каменного моста (на Москве-реке). Не черт тебя нес на худой на мост. Добрый человек лучше (или надежнее) каменного моста. Помни мост да перевоз (стар. когда была пошлина на мостах). Сидеть под мостом; за углом стоять (т. е. грабить). Он портной, а мастерская его на большой дороге, под мостом, то же. Чигирики, мигирики, шаранды, баранды, по-мосту по мосту, по лыкову мосту, шишел, вышел, вонь пошел! конаются. Мост мостят под подушкой, из прутьев, лучинок, и по сну заключают о судьбе. Кто такой мост мостит без ножа, без топора, без клиньев, без подклинков? мороз. На железном мосту коковяка растут? сковорода с оладьями. Под мостом, под ярустом (?), сукно зелено однорядочно? озимь. Стоит мост на семь верст; на мосту дуб, на дубу клуб, на клубе цвет во весь белый свет? великий пост и пасха. || Мост или мосты, бревенчатая стлань, мостовая по болоту; || избной пол, помост, особенно крыльцо и большие сени (сев. вост. орл. тамб. ряз. смол.). Есть ли у тебя на мостах на калиновых Спас, Богородица? вологодск. есть ли в сенях у дверей образ, крещеный ли ты? Мосты калиновые, поминаются в песне и сказке. Под мостом (сенями) овчарник или подклеть, мост отделяет переднюю избу от задней, зимней, а из заднего моста, т. е. задней части сеней, дверь ведет на скотный двор. Поищи топора на мостах, сиб. в сенях. Понурный мост, на горных заводах, покатая стлань между свинками, от пруда; сливной мост, для стока лишней воды. || В картах мостом называется одна из шулерских проделок. Мосток мостить, род девичьего гаданья, лучинками. Мостик умалит. на пароходах, род моста поперек палубы, над колесами; место вахтенного. Мосток, мосточек, мостушка умалит. мостища, —на, мостыга увелич. Мостки мн. деревянная мостовая, стланью, по топким дорогам, по ненадежному льду. || Леса при стройке, подмостки. || Кладка, лава, перекладины через ручей, овраг, новг. мостенка. || Каз. мост, сени, крыльцо перед сенями. Мостец м. пск. ларь. Какова речища, таков и мостища. Все мостишки по проселкам развалились. Мостовой, к мостам относящ. || В виде сущ. м. смотритель за мостами, дорогами; собиратель дорожного мыта. Мостовое ср. и мостовщина ж. плата или сбор за мосты, дороги. Мостовая ж. всякая постилка по дороге, либо по улице: дощатая, кругляковая, торцевая, булыжная, тесаная и пр. Мостовина ж. мостовица сев. мостница кур. мостничина пск. твер. половица, доска половая, мостовая, настилочная. || Мостовина, кладка, лава. Мостовинный, к ней относящ. —винник м. собират. лес, назначаемый для настилки моста, для стлани по топи и пр. Мостина, —нка ж. новг. твер. ярос. корзинка, большая плетушка, пестер. || Новг. мостовина? Мостинковый, к корзине относящ. Мостовичий кур. смотритель за мостами. Мостинник пск. твер. мальчишка, подбирающий на базаре сено в мостинку. Мостник м. стар. строитель мостов; || дорожный смотритель или собиратель мостовой пошлины. Мостовик м. в деревянной рудничной крепи: распорка между стойками, для настилки штольного пола, почвенного помоста. Мостовщик м. строитель, подрядчик, содержатель или рабочий моста, мостков, мостовой. —ков, ему принадлежащ. —щичий, к ним относящ. Мостильщик м. мостовщик, в знач. рабочего. Мостырник пск. нищий на мосту. Мостырничать пск. стеречь прохожих на мосту, нищенствуя. Мостить что, мащивать, застилать сплошь дорогу, улицу, класть стлань, твердую подстилку для езды или ходьбы; || городить или строить высоко, наваливать ворохом. Люди мостили — люди и ходят. —ся, быть мостиму; || мостить около себя, свое место, свой участок; || подыматься куда подмостками, лесами. К добру мостись, а от худа пяться (или: отпехивайся). Мостится мост без досок, без топора и без клина? (лед). Зачем ты взмостил такую поленницу? Куда взмостился? Улицы вымощены булыжником. Домостил до-нельзя. Здание замостили лесами, ничего не видать. Много-ль камню измостили! Не намостили, а навалили. Надмостить леса повыше. Отмостались, кончили. Поди-ка, намости сам! Не подмостясь, не досягнешь. Перемащивай все снова. Как бы мне к вам примоститься, сесть или лечь. Промостили всю ночь. Размостились тут, и езды нет из-за вас. Двор убили и умостили хорошо. Мощенье ср. действ. по глаг. Мощенка, битая мостовая больших дорог, щебенка, шоссе. Мостовье ср. кожев. недоделанные кожи? Мостилица? ж. южн. овечьи глисты, болезнь глистовая у овец.

А вот эти определения дороги и моста можно считать сугубо практическими, утилитарными, современными.

Автомобильная дорога – инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами дороги являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки

Переход мостовой – комплекс сооружений для перехода через водосток, состоящий из моста подходов к нему, берегоукрепительных и регуляционных сооружений.

Дорожная Терминология: Справочник/ Под ред. М.И.Вейцмана.-М., Транспорт,1985г.

Именно с определениями второго типа имеют дело в повседневной практике специалисты-дорожники, не забывая при этом о первом типе определений.

Возврат на главную страницу

К началу страницы (рубрики)

Историческая справка (по материалам Википедии – свободной энциклопедии)

ДОРОГИ В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА

Свит-Трек — древняя дорога в Англии



Свит-Трек — древняя дорога в Англии

Наиболее древние дороги относятся к 4 тысячелетию до нашей эры. К началу данного тысячелетия относятся дорога, найденная у города Ур в Месопотамии и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери. Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба и липы и дубового настила поверх них. К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове

Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 сантиметров и датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до нашей эры.

Развитие дорожной сети связано с появлением вьючного и колёсного транспорта. В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Дороги с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, Ахеменидской империи. В составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц. В Ахеменидской империи Дарием I была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2600 километров. На царской дороге были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции на расстоянии дневного перехода с гостиницами, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами.

К началу нашей эры в Европе и Азии сложилась достаточно развитая дорожная сеть, включавшая трансконтинентальные дорожные пути. К таким дорогам относятся Великий шёлковый путь, морской путь между Египтом, Анатолией и Месопотамией, царский путь между Египтом и Персией, ладанный путь между Аравийским полуостровом и средиземноморскими странами, оловянный путь между полуостровом Корнуолл в Великобритании и Средиземноморьем, янтарный путь между Средиземным морем и Прибалтикой, лазуритовый и нефритовый пути.

Наиболее развитая сеть дорог сложилась в Древнем Риме.

 

 

РИМСКИЕ ДОРОГИ

Римская дорога в Помпеях



Римская дорога в Помпеях

К самым древним дорогам Рима относятся Аппиева дорога (312—244 годы до н. э.) и Фламиниева дорога (220 год до н. э.). Римские дороги строились с целью увеличения скорости передвижения войск и торговых караванов. Дорожная сеть в Риме разрасталась вместе с ростом самой империи: после завоевания новых территорий к Риму начиналось строительство легионерами магистральной дороги, связывавшей новую провинцию со столицей империи. Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги, а также на деньги жителей городов и собственником земель, по которым проходила дорога. Каждая магистральная дорога получала имя либо в честь цензора, которым была построена или отремонтирована, либо по области назначения. В дальнейшем дорожная сеть в данной провинции развивалась усилиями римских граждан, которые получали наделы и в процессе колонизации создавали местные дороги, примыкавшие к магистральной.

Ширина римских дорог составляла обычно около 3,5 метров, дороги также имели пятислойные дорожные одежды толщиной до 1 метра. Иногда дороги оборудовались колеёй для повозок. Рядом с мощёной частью дороги располагались грунтовые тропы, предназначенные для вьючного и верхового транспорта. Дороги прокладывались длинными прямыми участками, римляне старались не строить объездных дорог, поэтому получались достаточно крутые подъёмы. На повороте дорогу расширяли в два раза, поскольку римские двухосные повозки не имели поворачивающейся передней оси. При прохождении дороги через водное препятствие оборудовались каменные броды, через глубокие реки строились арочные мосты или оборудовались паромные переправы, в горах сооружались тоннели.


Мост Алькантара в Испании



Мост Алькантара в Испании

На римских дорогах стояли мильные камни или миллиарии — цилиндрические каменные столбы высотой от 1,5 до 4 метров и диаметром от 50 до 80 сантиметров, на которых указывалось расстояние до Рима и имя императора. Масса таких столбов достигала двух тонн. Золотой миллиарий, от которого отсчитывалось расстояние до всех прочих, был установлен императором Октавианом Августом у храма Сатурна на римском форуме.

Октавиан Август также ввёл систему почтовой службы. Курьеры доставляли почтовые сообщения по всем дорогам Рима. Почтовая служба была настолько хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75 километров. Почтовая служба была опасным занятием, так как курьеры часто становились целью для разбойников и врагов Рима.

На магистральных дорогах для частных лиц были построены гостиницы, а для официальных лиц — станции, на которых меняли лошадей, можно было получить ночлег и питание, содержали станцию жители близлежащего селения.

Вдоль дорог для духовной поддержки путников также сооружались храмы, в основном в честь богов, защищающих путешественников, — Меркурия, бога торговли и покровителя путешественников и Диане, защитнице дорог. Также возле дорог императорами и состоятельными гражданами сооружались памятники, прославлявшие императоров, военачальников, победы римских войск.

Для поездки послов, военачальников и чиновников, доставки посланий, оружия, строительных материалов, осуществления государственных пассажирских и грузовых перевозок необходимо было предъявить подорожную, подписанную наместником провинции от имени императора.

Общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) к IV веку до н. э. составила 300 тысяч километров. В этот период функционировало 372 магистральных дороги, из которых 29 сходились у Рима. Дороги сыграли роль в падении Западной Римской империи, облегчив вторжение варваров на территорию Рима. Отдельные римские дороги сохранились до настоящего времени.

 

ДОРОГИ ИНКОВ

Дорога инков в Мачу-Пикчу



Дорога инков в Мачу-Пикчу


В Америке развитую дорожную сеть для вьючных лам и бегущих посменно гонцов построили инки, общая длина которой составляла 16 тысяч километров.[1] Дороги инков охватывали всю империю Инков, расположенную на территории современных Перу, Эквадора, Колумбии, Боливии, Чили и Аргентины. Дороги соединяли центры провинций, а главные пересекались в городе Куско. Протяжённость самой длинной дороги составляла 6600 километров. На каждой дороге были сооружены постоялые дворы через определённые промежутки, также на дорогах были установлены столбы с указанием расстояний.

 

ДОРОГИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

После падения Западной Римской империи дорожная сеть в Европе пришла в упадок. Основным становится внутреннее водное сообщение, например, в Киевской Руси важное значение имел торговый путь «из варяг в греки». Дорожные работы в Средневековье в основном заключались в ремонте грунтовых дорог и строительстве мостов. Монашеский орден «Братьев-мостостроителей» за время своего существования (XII—XVI века) построил около 1700 мостов.


В VIII веке активно строились дороги в Арабском халифате. Наиболее качественно были сооружены дороги, ведущие в Багдад.

В Италии дорожное строительство начало вновь развиваться в XV—XVI века, построены дороги, ширина которых рассчитана на проезд двух экипажей.

 

ДОРОГИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Национальная школа мостов и дорог (2008 год)



Национальная школа мостов и дорог (2008 год)


Дилижанс (Франция, 1906 год)



Дилижанс (Франция, 1906 год)


Возрождение строительства дорог в Европе в основном связано с формированием государств с абсолютной монархией, правителям которых были нужны дороги для эффективного централизованного управления. Первоначально проводили восстановление римских дорог, соединяя их уцелевшие участки, затем перешли к строительству новых. Во Франции при Генрихе IV появилось управление по строительству дорог и мостов. Первой крупной дорогой, появившейся во Франции, стала дорога из Парижа в Орлеан длиной 256 километров. Чтобы ускорить сооружение дороги, был издан королевский указ, по которому поставщики вина из Орлеана в Париж на обратном пути должны были захватить с собой камни и привезти в указанное место. В 1621 году в Англии были установлены ограничения на движения по дорогам, включавшие предельный вес повозки, а также предписание экипажам двигаться с одной стороны. В 1747 году в Париже было открыто первое высшее учебное заведение для подготовки специалистов по транспорту под названием «Школа мостов и дорог». В дальнейшем оно получило мировую известность.

В Англии в XVII веке строительство дорог было возложено на местные власти, что привело к неудовлетворительному их состоянию. В целях исправления ситуации появились дорожные тресты, первый из которых создан в 1706 году, для строительства хороших дорог и взимания платы с проезжающих. К XIX веку в Англии появилось 1100 трестов, построивших 36800 километров дорог. «Бунты Ребекки» в Кармартеншире в 1839—1844 годах привели к распаду системы дорожных трестов.

Постепенное совершенствование повозок в XVI—XVII веках, начало технического прогресса привели к необходимости совершенствования дорожного строительства, улучшения дорожной сети. Появились экипажи с кузовом, подвешиваемыми на ремнях, затем на деревянных рессорах, а позднее на стальных. Для них существующие дороги из крупных камней с неровным покрытием и отсутствием водоотвода были неудобны. В конце XVIII века в Западной Европе для дорожного покрытия стали использовать пакеляж — камни в форме усечённой пирамиды, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовое и песчаное основание. В отличие от традиционного подхода, при котором камни ставились остриём вниз, при пакеляже проезд повозок обеспечивал уплотнение основания. Во Франции пакеляж внедрял П. Трезаге, в Великобритании — Т. Телфорд. Подобное покрытие просуществовало до 1930-х годов, пока не выяснилось, что оно непригодно для автомобильного транспорта.

В 1806 году шотландский инженер Джон Мак-Адам предложил покрытие толщиной 25 сантиметров, состоящее из двух слоёв щебня: более крупного — внизу, мелкого — вверху. При этом покрытии воздействие колёс также обеспечивало уплотнение основания. Впоследствии Мак-Адам стал главным инженером Британии. В 1828 году для укатки щебёночного покрытия ввели катки, в 1859 году появились паровые катки.

 

ДОРОГИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (КОРОТКО)

Асфальтоукладчик на строительстве дороги



Асфальтоукладчик на строительстве дороги



В XX веке ситуация в дорожном хозяйстве кардинально изменилась в связи с появлением автомобильного транспорта. Использование автомобилей выдвинуло новые требование к дорожному покрытию. Ещё в XIX веке на городских улицах пытались внедрить новый тип покрытия — беспыльное покрытие из трамбованного асфальта (разогретого в котлах щебня из природных известняков или песчаников, пропитанных битумом, который уплотнялся на каменном основании). В 1902—1914 годах на дороге из Ниццы в Монте-Карло швейцарским врачом Э. Гуглильминетти проведена поливка каменноугольным дёгтем и засыпка песком. В дальнейшем дорожное покрытие связано с применением вяжущих материалов, наиболее удачным из которых стал новый тип покрытия — асфальтобетон.

Изменились также методы прокладки дорог: от длинных прямых дорог, которые были характерны ещё для римских дорог, перешли к клотоидным трассам — кривым с плавно меняющейся кривизной с короткими прямыми участками.

 

ИСТОРИЯ ДОРОГ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам. До XVIII века в России сухопутные дороги имели второстепенное значение по сравнению с водными путями (летом сообщение осуществлялось с помощью водного транспорта, зимой — по льду). Первыми сухопутными дорогами в Киевской Руси стали дороги из Киева в Краков, Прагу и Южную Германию, затем возникли дороги из Киева в низовья Дона (Залозный путь) и Крым (Соляной путь). К окончанию периода татаро-монгольского ига важнейшими дорогами стали из Москвы и Владимира в Тверь и Новгород и в Золотую Орду (Муравский шлях, Ногайский шлях).

Картина Левитана «Владимирка» (1892 год).



Картина Левитана «Владимирка» (1892 год). Владимирка — просторечное название Владимирского тракта


Картина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 год)



Картина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 год)


При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам. До XVIII века в России сухопутные дороги имели второстепенное значение по сравнению с водными путями (летом сообщение осуществлялось с помощью водного транспорта, зимой — по льду). Первыми сухопутными дорогами в Киевской Руси стали дороги из Киева в Краков, Прагу и Южную Германию, затем возникли дороги из Киева в низовья Дона (Залозный путь) и Крым (Соляной путь). К окончанию периода татаро-монгольского ига важнейшими дорогами стали из Москвы и Владимира в Тверь и Новгород и в Золотую Орду (Муравский шлях, Ногайский шлях).

Присоединение Сибири потребовало строительство дорог в восточную часть страны за Урал, первой из которых стала Бабиновская дорога через Урал из Европейской России в Сибирь от Европейской России до Верхотурья. Дорога открыта в 1597 году, утратила своё значение после открытия в 1763 году Сибирского тракта.


В XVII веке центром дорожной сети в России окончательно стала Москва. Из неё выходили следующие основные дороги:

• на север (Великий Устюг, Холмогоры и Архангельск) через Переяславль, Ростов, Ярославль, Вологду;

• на Нижний Новгород через Владимир;

• на Рязань и Тамбов через Коломну;

• на Тулу и Курск через Серпухов, далее продолжалась Муравским шляхом в сторону Перекопа;

• на Киев через Калугу;

• на Вязьму и Смоленск через Можайск;

• на Ржев через Волоколамск;

• на Новгород через Тверь, Торжок и Вышний Волочек;

• на Кашин, Бежецк и Устюжну через Дмитров.

Аналогичные сети складывались вокруг крупных городов. Из Переяславля выходили дороги на Кашин, Романов, Углич и Юрьев-Польский. Из Троице-Сергиева монастыря — на Дмитров, Кашин, Углич, Александровскую слободу.

В 1574—1711 и 1720—1730 годах регулярными дорожными перевозками заведовал Ямской приказ.

Активно развиваться дорожное строительство в России начало при Петре I. В 1705 году началось строительство дороги из Петербурга в Москву. Дорога была грунтовой, в отдельных участках покрывалась бревенчатыми настилами. Мощение щебнем дороги началось только в 1817 году. В 1820 году по этой дороге прошёл первый рейсовый экипаж (дилижанс). С 1834 года дорога стала называться Московским шоссе.

В Российской империи на дорогах устанавливались верстовые столбы для указания расстояний и сооружались почтовые станции для предоставления ночлега и смены лошадей, осуществлявшейся по чину согласно Табели о рангах.

В 1837 году в России появилась первая железная дорога общего пользования: Петербург — Царское Село — Павловск. Вскоре после её сооружения началось строительство железной дороги из Петербурга в Москву, законченное в 1851 году.[3] Во второй половине XIX века в России наступил железнодорожный бум, проложены железнодорожные магистрали до всех крупных городов. В результате дороги для конного транспорта утратили своё прежнее значение и стали второстепенными подъездными путями к железнодорожным станциям. Обязанности по поддержанию дорог в хорошем состоянии были переданы земствам, что привело из-за их ограниченных средств к ухудшению состояния и способствовало отсталости России в дорожном хозяйстве.

 

МОСТЫ

Древнеримский мост Понте де Тиберио в Римини



Древнеримский мост Понте де Тиберио в Римини


Примитивные мосты, представлявшие собой перекинутое через ручей бревно, возникли в глубокой древности.

Позже в качестве материала начали использовать камень. Первые подобные мосты стали строить в эпоху рабовладельческого общества. Первоначально из камня делали только опоры моста, но потом и вся его конструкция стала каменной. Больших успехов в каменном мостостроении добились древние римляне, применявшие сводчатые конструкции в качестве опор и использовавшие цемент, секрет которого был утрачен в Средние века, но потом открыт заново. Мосты (точнее, акведуки) использовались для обеспечения городов водой. Римский историк Секст Юлий Фронтин писал о том, что акведуки являются главными свидетелями величия Римской империи. Многие древнеримские мосты служат и по сей день.

В Средние века рост городов и бурное развитие торговли вызвало необходимость в большом количестве прочных мостов. Развитие инженерной мысли позволило строить мосты с более широкими пролётами, пологими сводами и менее широкими опорами. Самые крупные мосты того времени достигают в пролёте более 70 метров.

Средневековый мост Нотр-Дам в городе Манд, департамент Лозер, Франция



Средневековый мост Нотр-Дам в городе Манд, департамент Лозер, Франция


У славян вместо камня используется дерево. «Повесть временных лет» сообщает о постройке моста в Овруче в X веке:

Пошёл Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нём, сталкивали друг друга вниз. (Повесть временных лет)

В XII столетии в Киеве появился наплавной мост через Днепр. В то время наиболее распространёнными на Руси были арочные деревянные мосты.

В то же время у инков получают распространение верёвочные мосты, представляющие собой простейшую форму висячих.

Проект моста через Неву Кулибина



Проект моста через Неву Кулибина



В XVI и XVII веках появилась необходимость в ещё более крупных мостах, которые могли бы пропускать большие корабли. В XVIII веке высота пролёта мостов достигает более чем 100 м. Нереализованным остался проект деревянного одноарочного моста через Неву длиной 298 м, составленный И. П. Кулибиным.

Первый в мире металлический мост (Великобритания)



Первый в мире металлический мост (Великобритания)


С конца XVIII века для строительства применяется металл. Первый металлический мост был построен в Колбрукдейле, Великобритания на реке Северн в 1779 году. Высота его пролёта составляла около 30 м, перекрытия представляли собой чугунные арки.

В XIX веке появление железных дорог потребовало создания мостов, способных выдерживать значительные нагрузки, что стимулировало развитие мостостроения. Постепенно в качестве основных материалов в мостостроении утверждаются сталь и железо. Густав Эйфель в 1877 году построил арочный мост из литого железа через реку Дору в Португалии. Высота пролёта этого моста составила 160 м. Длиннейшим в Европе конца XIX века был мост через Волгу в Сызрани, построенный по проекту Н. А. Белелюбского и составлявший 1443 м в длину. В 1900 медали на международной выставке в Париже удостоился мост через Енисей в Красноярске (проект Л. Д. Проскурякова).

Мост 25 апреля в Португалии



Мост 25 апреля в Португалии


В XX веке мосты стали строить также из железобетона. Этот материал выгодно отличается от стали тем, что не требует регулярной покраски. Железобетон применялся для балочных пролётных строений до 50 м, а арочных — до 250 м. Продолжает применяться и металл — в XX веке были построены крупные металлические мосты — балочный через реку Святого Лаврентия в Канаде (длина пролёта 549 м), через пролив Килл-ван-Килл в США (503,8 м), а также мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско, США (длина главного пролёта — 1280 м).

Крупнейшие мосты современности, в том числе, высочайшие в мире Виадук Мийо и мост Акаси-Кайкё (длина главного пролёта 1991 м), относятся к подвесным. Вантовые пролётные строения позволяют перекрывать наибольшие расстояния.

В последующих обновлениях этой исторической рубрики мы постараемся представить материалы по истории дорог Беларуси и Могилевской области.

Возврат на главную страницу

К началу страницы (рубрики)

   Новейшая история


САМЫЕ КРАСИВЫЕ И ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ МОСТЫ МИРА
(По материалам www.orangesmile.com, www.tourinfo.ru, ru.wikipedia.org)


Мы настолько привыкли к окружающей нас действительности - зданиям, архитектурным сооружениям, техническим и художественным изыскам, что воспринимаем это как должное. Мы, в большинстве своем, не задумываемся о том, что многие современные здания являются такими же произведениями искусства, памятниками современным достижениям человечества, как и старинные английские замки, египетские пирамиды, московский кремль и др.

Мост Фонтан радуги



Мост «Фонтан радуги» (Панпо) - Banpo Bridge

Местонахождение: Сеул, Южная Корея (Seoul, South Korea)

Год постройки: 2009; Высота: Xм; Длина: 1.140m


Хеликс-Бридж



Хеликс-Бридж - Helix Bridge

Местонахождение: Сингапур (Singapore)

Год постройки: 2010; Высота: Xм; Длина: 280m


Висячий мост Акаси-Кайке



Висячий мост Акаси-Кайкё - Akashi Kaikyo Bridge

Местонахождение: Кобе, Япония (Kobe, Japan)

Год постройки: 1998; Высота: 298м; Длина: 1.991m


Мост Эразма



Мост Эразма / Эразмусбруг - Erasmusbrug / Erasmus Bridge

Местонахождение: Роттердам, Голландия (Rotterdam, Netherlands)

Год постройки: 1996; Высота: 139м; Длина: 832m


Мост через залив Ханчжоувань



Мост через залив Ханчжоувань - Hangzhou Bay Bridge

Местонахождение: Ханчжоу, Китай (Hangzhou, China)

Год постройки: 2007; Высота: Xм; Длина: 35.673m


Портовый мост Копенгагена (Концепт)



Портовый мост Копенгагена (Концепт) - Copenhagen Harbour Bridge

Местонахождение: Копенгаген, Дания (Copenhagen, Denmark)

Год постройки: 2020+; Высота: Xм; Длина: Xm


Мост «Волны Хендерсона»



Мост «Волны Хендерсона» - Henderson Wave Bridge

Местонахождение: Сингапур (Singapore)

Год постройки: 2006; Высота: 36м; Длина: 274m







По сравнению с другими инженерными сооружениями мосты обладают особой притягательностью. Они постоянно находятся в поле зрения множества людей, которые любуются или пользуются ими. Наличие моста может быть жизненно необходимо для успешного развития экономики города или целого региона. При этом у мостов есть некая мистическая особенность: соединяя «несоединимые» пространства, они словно бросают вызов законам природы. (www.modernecture.ru)

Мост Хувер Дам Байпасс



Мост Хувер Дам Байпасс - Hoover Dam Bypass

Местонахождение: Лас-Вегас, США (Las Vegas, USA)

Год постройки: 2010; Высота: 300м; Длина: 600m


Мост Курилпа



Мост Курилпа - Kurilpa Bridge

Местонахождение: Брисбейн, Австралия (Brisbane, Australia)

Год постройки: 2009; Высота: Xм; Длина: 470m


Виадук Мийо/Миллау



Виадук Мийо/Миллау - Millau Viaduct

Местонахождение: Крессель, Франция (Millau, France)

Год постройки: 2004; Высота: 343м; Длина: 2.460m


Мост Октавио Фриас де Оливейра



Мост Октавио Фриас де Оливейра - Octavio Frias de Oliveira Bridge

Местонахождение: Сан Пауло, Бразилия (Sao Paulo, Brasil)

Год постройки: 2008; Высота: 138м; Длина: 290m


Мост Шейх Рашид бин Саид Кроссинг



Мост Шейх Рашид бин Саид Кроссинг - Sheikh Rashid bin Saeed Crossing

Местонахождение: Дубаи, ОАЭ (Dubai, Emirates)

Год постройки: 2015+; Высота: 15м; Длина: 1.600m


Мост шейха Заэда



Мост шейха Заэда - Sheikh Zayed Bridge

Местонахождение: Дубаи, Эмираты (Dubai, Emirates)

Год постройки: 2010; Высота: 63м; Длина: 842m


Инчхонский мост



Инчхонский мост - Incheon Bridge

Местонахождение: Южная Корея, Инчхон (Incheon, South Korea)

Год постройки: 2009; Высота: 230,5 м; Длина: 12300 м


Возврат на главную страницу

К началу страницы (рубрики)

 Фольклор

Своей практической и философской сущностью дорога во все времена привлекала творческих людей, что нашло отражение в произведениях устного народного творчества (у славян это песни, былины, сказания, упоминание дороги в обрядах). Для примера приведем отрывок из двух старых песен-причитаний – девушки-невесты и матери, провожающей сына.

Да от этой баенки до горенки

Да есть и мостики калиновы,

Перекладины малиновы,

Да есть и столбики точеные,

Да есть головки золоченые.

Да на этих-то головочках

Да там сидят да птицы-пташицы.

Они поют да жалобнешенько,

Ой, жалки песенки да с горючими слезами.

— Колпаков Н. П. Причитания // Колпаков Н. П. Лирика русской свадьбы : Литературные памятники. — Л.: Наука, 1973.



Богатырь на распутье. Палех



Три поездки Ильи Муромца. Игорь Буреев. Палехская роспись


Едет добрый молодец да во чистом поле,

И увидел добрый молодец да Латырь-камешек,

И от камешка лежит три росстани,

И на камешке том было подписано:

«В первую дороженьку ехати - убиту быть,

В другую дороженьку ехати - женату быть,

Третюю дороженьку ехати - богату быть».

Былина об Илье Муромце


Битва на Калиновом мосту



Евгений Рачев. Бой на Калиновом мосту

Через поле широкое,          

Через море глубокое.          

Летели лебеди – белы птицы,

Белы птицы – быстры крыла.

Мостили они мосты - все дубовые,

стелили они пути – красным бархатом;

красным бархатом , жарким золотом;

жарким золотом, светлым серебром…

А в Земле белой – белым-белой той -

пели дивну песнь Старцы Вещие;

пели дивну песнь о веках былых,

да о мудром Боге, о Велесе.

Ты послушай ту песнь, Ясен сокол мой,

Ясен Сокол, сыночек Петенька.

За невид не теряй буйну голову!

Силушку свою собери!

Полетишь скоро ты за околицу.

Будешь бить ты, мой ясен сокол,

Петенька черных воронов, серых утушек.

Завяжу тебе с собой, ясен сокол мой, Петенька,

по пяти узлов всякому худому злу немирному,

неверному на пищалях, луках и всяком ратном оружии.

Вы, узлы, заградите злым-злому пути и дороги,

замкните все пищали, опутайте все луки,

повяжите все ратные оружия.

И стрельцы бы из пищалей тебя бы не били,

стрелы бы их до тебя не долетали,

все ратные оружия тебя не побивали.

Звери лютые не трогали.

Светлана Савицкая. «Распутай время», роман

(Изображение Велеса на нашем сайте)

Возврат на главную страницу

К началу страницы (рубрики)

  Литература

А вот и прямое продолжение литературной традиции в поэтическом творчестве поэтов, принадлежащих к дворянскому сословию в 18 веке. В качестве графического материала в этом разделе представлены рисунки и наброски поэтов и писателей и иллюстрации к их произведениям.

Дороги наши — сад для глаз:

Деревья, с дёрном вал, канавы;

Работы много, много славы,

С деревьев, на часах стоящих,

Проезжим мало барыша;

Дорога, скажешь, хороша -

И вспомнишь стих: для проходящих!

П.А.Вяземский «Станция» (Глава из путешествия в стихах; 1825 год)



М.Ю.Лермонтов Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой



М.Ю.Лермонтов Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой

Когда благому просвещенью

Отдвинем более границ,

Со временем (по расчисленью

Философических таблиц,

Лет чрез пятьсот) дороги верно

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут,

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир.

...                              

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет. В избе холодной

...                                           

Благославляя колеи              

И рвы отеческой земли.

А.С.Пушкин Из седьмой главы романа «Евгений Онегин»


 

Более романтическое истолкование образа дороги-моста в жизни, судьбе, миросозерцании можно найти у наших современников.

В мостах вражды                      

Нам нет нужды,-                     

Давай спалим мосты вражды,

Мосты войны,                     

Мосты тревог,                     

Обиды пройденных дорог.

Основы                                 

Новой                     

Путь не прост,                     

Давай построим новый мост

От сердца к сердцу напрямик,

С материка на материк.

Построим мост.                     

На том мосту                     

Поставим дружбу на посту.

И будем вместе строить мост

С земли до звезд,                     

С земли до звезд!                     

М.А.Дудин «Песнь о мостах» 1959 год



Е А Баратынский рис к стихотворению Мой неискусный карандаш



Е. А. Баратынский, рис. к стихотворению «Мой неискусный карандаш»

Бегут дороги по земле:

Грунтовые, асфальтные, лесные.

На выбор предлагают мне

Пройти по ним в края любые.

Дорога – это нить судьбы.

Куда нас заведет, в какие дали?

И пусть устанем от ходьбы,

Но счастье встретим, раз искали.

Дорога может подарить

С любимым человеком встречу,

Хорошим другом наградить,

На ужин пригласив, под вечер.

Она терниста, не легка,

Есть тупики и повороты.

Она, как жизнь, порой резка:

Удар, паденье, ямы, взлеты...

Мы выбираем для себя

Дорогу иногда кривую,

Она направит нас, любя.

Свернет на колею прямую.

Земной дороге нет конца.

Она как время – бесконечна!

С рождения и до конца

Она нас провожает в вечность...

Т.Лаврова «Дороги»



Иллюстрация к



Иллюстрация А.Лаптева к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»


Между Временем и Вечностью,

Как над брызнувшей водой,

К нам заброшен бесконечностью

Мост воздушно-золотой,-

Разноцветностью играющий,

Видный только для того,

Кто душою ожидающей                     

Любит Бога своего,-

Кто, забыв свое порочное,

Победил громаду зол,

И, как радуга непрочная,                     

Воссиял - и отошел.

Константин Бальмонт «Мост» 1899 год



Маневры в красном селе 1834 г.



М.Ю.Лермонтов Маневры в Красном селе, 1834 г.

Мне памятны дороги столбовые,

Они разбиты тракторной ходьбой...

В метель, в мороз, сквозь стекла лобовые

Мне виделась дорога голубой.

Она то круто уходила в гору,

То провисала низко над водой,

А то в тоннель ныряла, словно в нору,

И все равно казалась голубой.

Две колеи до глубины родные, -

Ведь вы одною связаны судьбой...

Мне виделись дороги голубые,

Пока не разлучились мы с тобой...

М.Катков «Дороги голубые»



Иллюстрация Б Дехтерева к поэме



Иллюстрация Б.Дехтерева к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Реки – дороги – мосты – миражи:

переплетенья судьбы и пространства -

апофеозы непостоянства -

стремленья, мечтанья, пути, виражи.

Дороги-мосты, миражи или реки:

сомнений, раздумий тлетворная блажь -

невыносимо тяжёлый багаж,

который с тобою до гроба… (навеки).

Мосты-миражи, снова реки-дороги

проходят картинами прожитых лет…

Потерян случайный счастливый билет,

но рано пока подводить мне итоги.

Мираж ли дорога?.. вновь реки-мосты,

сменяя друг друга, влекут нас куда-то,

откуда не будет попытки возврата.

И так до конца, до последней черты…

Й.Вокашу «Реки дороги мосты миражи»



Иллюстрация Б Дехтерева к поэме



Иллюстрация Б.Дехтерева к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Возврат на главную страницу

К началу страницы (рубрики)

Изобразительное искусство

Просмотреть архив раздела «Изобразительное искусство»


Не менее ярко и многогранно отражены образы дороги, моста, пути в изобразительном искусстве. В этой рубрике мы открываем сменную виртуальную экспозицию полотен художников, темы которых так или иначе связаны с изображением дорог, придорожных зданий, мостов и переправ.

«Воскресают поэмы, воскресают дороги. Даже если города и царства, которые соединены были этими дорогами, если они исчезли, то кости тысячу раз погибающих лошадей, кости обозначают, что великие города существовали и по жилам дорог текла культура.»
Виктор Шкловский. О теории прозы


 

 
 
 

На полотнах, созданных в эпоху Возрождения и посвященных религиозным и мифологическим сюжетам, изображения дороги и моста имели однозначное каноническое истолкование. Дорога – это жизненный путь, искусительный или облагораживающий, тернистый или беззаботный, извилистый или прямой. Либо по нему идем мы, верша свою судьбу (как Христос, несущий свой крест), либо судьба настигает нас в лице того, кто идет по дороге к нам (стражники приближаются к Христу в Гефсиманском саду по доносу Иуды). Очень часто изображения дороги и моста присутствуют в фоне. В этом случае мост символизирует переход между двумя мирами – земным и небесным, или между миром живых и царством умерших. Такие фоны имеют, например, сцены рождения и распятия Христа, бегства в Египет, воскрешения Лазаря и множество других, не вошедших в нашу экспозицию. На картине «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка благословляющий канцлера младенец Христос, кажется, указывает пальчиками



на мост, разделяющий (или соединяющий?) две части фона – светскую и религиозную.

Мы представляем две светских картины той же эпохи. Тема миниатюры «Сон рыцаря» Рафаэля Санти— это своеобразное преломление античного мифа о человеке на распутье между аллегорическими воплощениями Доблести и Наслаждения. Возле юного рыцаря, изображенного спящим на фоне прекрасного ландшафта, стоят две молодые женщины. Одна из них, в строгом одеянии, предлагает ему меч и книгу, другая, прелестная и привлекательная, — ветку с цветами соблазна, а позади – путаница дорог, символизирующая нелегкий выбор. На второй светской картине из показанных здесь - «Мона Лиза» Леонардо да Винчи - прекрасная женщина представлена на фоне ландшафта с изображенными справа и слева от нее мостом и дорогой. Это ли не обожествление возвышенного женского образа великим художником?!

 


Возврат на главную страницу

К началу страницы (рубрики)

Просмотр архива рубрики

Полезные ссылки по теме

Сайты периодических изданий  

http://sb.by - газета СБ Беларусь сегодня

http://www.zviazda.by - газета Звязда


Сайты коллег по отрасли

http://www.belgiprodor.by/- Сайт ГП Белгипродор

http://www.maddor.by/ - Сайт РУП «Минскавтодор-Центр»

http://www.beldornii.by/ - Сайт ГП «Белдорнии»

http://www.bdsv.by – Сайт РУП «Белдорсвязь»

http://www.vitavtodor.by – Сайт РУП «Витебскавтодор»

http://brestavtodor.by/ – Сайт РУП «Бреставтодор»

http://gomavtodor.gomel.by – Сайт РУП «Гомельавтодор»

http://www.grodnoautodor.com – Сайт РУП «Гродноавтодор»


Поисковые механизмы на русском языке

http://www.rambler.ru/ - Рамблер

http://www.aport.ru/ - Апорт

http://www.yandex.by - Яндекс

http://www.mail.ru - mail.ru

Ссылки на информацию о дорогах и мостах

http://www.piarc.org/en/ - Сайт всемирной Ассоциации дорожников

http://www.bridgeart.ru/ - BridgeArt: Искусство строить мосты

http://www.usbridge.com/ - U.S. Bridge(англ.)

http://www.bridgeweb.com/ - Bridge design and engineering (англ.)

http://www.bridgepros.com/ - Engineering, History & Construction of Bridges (англ.)

http://www.membrana.ru/lenta/?7693 - Японские мосты накопят летнее тепло для безопасной зимы

http://www.panoramio.com/map/?tag=%D0%­ BC%D0%BE%D1%81%D1%82#lt=51.179343&ln=­ 52.910156&z=14&k=1&a=1&tab=3 - Фотографии мостов в разных городах и странах с видами из космоса на сайте Панорамио


Поисковые механизмы на английском языке

http://www.altavista.com/ - Alta Vista

http://www.google.com.by/ - Google

http://www.yahoo.com/ - Yahoo


Сайты коллег ближнего и дальнего зарубежья

http://rosavtodor.ru/ - Сайт ФДА Росавтодор

http://www.fhwa.dot.gov/ - Federal Highway Administration (США)


Общественные организации. Членство, координаты

"Мы вместе строим сильное, демократическое, социальное государство!"

В РУП "Могилевавтодор" функционирует первичная организация РОО "БЕЛАЯ РУСЬ".

Логотип Белая Русь


(переход на сайт организации "Белая Русь")

Приводим url-адреса группы "БЕЛАЯ РУСЬ в Могилеве" в социальных сетях:

https://vk.com/belayarusmogilev - сеть ВКонтакте;

https://ok.ru/belayarusmogilev - сеть Одноклассники.

Республиканское общественное объединение ветеранов дорожного хозяйства:

Председатель РОО ветеранов дорожного хозяйства - Пильчук Марик Юльянович -
+375 0172 04 63 83,
+375 0172 04 79 99,
+375 029 61 72 570,
+375 029 604 46 85.

Председатель Могилевского областного отделения РОО ветеранов дорожного хозяйства - Ткачева Людмила Ивановна -
+375 0222 22 49 69,
+375 029 38 57 353.

Сайт объединения: veterandor.belhost.by

Возврат на главную страницу

К началу страницы (рубрики)